Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 363990-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21.10.2013 г. (выписка из протокола N 123, пункт 102) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается увеличить с трех до четырех с половиной лет в общей сложности период, засчитываемый в страховой стаж одного из родителей в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Соответствующие изменения вносятся также в пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ, определяющего порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средствах федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж указанного "нестрахового" периода. Согласно статье 3 законопроекта размеры трудовых пенсий (страховой части трудовой пенсии по старости), установленных до 1 января 2014 года (дата вступления Федерального закона в силу), подлежат перерасчету с 1 января 2014 года в связи с зачетом в страховой стаж указанного "нестрахового" периода.
В настоящее время в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Тем самым, посредством данной нормы пенсионного законодательства, по сути, поддерживается рождение в семье только двоих детей. В то время как такого количества детей недостаточно даже для простого воспроизводства населения.
Участники Всероссийского форума "Россия многодетная: семья как одна из основ российской государственности. Законодательное обеспечение современной демографической политики государства", проводившегося в Государственной Думе в мае 2013 года, отмечали, что указанное ограничение ставит родителей перед выбором: рожать третьего ребенка и заведомо ограничивать свои пенсионные права и доходы в будущем либо отказаться от третьего ребенка в пользу более высокого размера пенсии.
Комитет считает, что предлагаемое законопроектом увеличение до четырех с половиной лет продолжительности "нестрахового" периода, который засчитывается в страховой стаж одного из родителей в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, снизит остроту указанной проблемы, усилит социальную защищенность многодетных родителей. При этом полагаем, что в последующем в пенсионное законодательство следует внести изменения по учету периода ухода за каждым ребенком до достижения возраста полутора лет без ограничения 4,5 годами. Указанное изменение может оказать позитивное влияние на принятие решения о рождении детей и улучшение демографической ситуации в стране.
Учитывая изложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию проекта федерального закона N 363990-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.