Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 407865-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Досье на проект федерального закона
В целях совершенствования воздушного законодательства Российской Федерации, создания недискриминационного статуса российских авиакомпаний в рамках Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств разработан проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - проект федерального закона), предусматривающий внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления возможности вхождения иностранных граждан в состав летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, в том числе в качестве командира воздушного судна коммерческой гражданской авиации.
Дефицит подготовленных летных кадров в условиях увеличивающихся с 2006 года объемов воздушных перевозок на 13-15% ежегодно (в мире - на 4 - 5%), требующих увеличения парка воздушных судов, объясняется следующими факторами:
в период 1995 - 2007 годов ежегодный выпуск пилотов из летных училищ (первоначальное обучение) в среднем составлял 150 - 200 человек с первоначальным налетом менее 60 часов (в соответствии с нормативами Международной организации гражданской авиации налет должен составлять не менее 150 часов на двухмоторном самолете);
ежегодный уход с летной работы по различным причинам около 700 человек.
Основным фактором, вызвавшим дефицит командиров воздушных судов гражданской авиации на самолеты с максимальной взлетной массой более 90000 кг, является длительный срок их подготовки (требуется 6-8 лет после окончания училища).
В соответствии с пунктом 5.82 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, эксплуатант в качестве командира воздушного судна для управления самолетом с максимальной взлетной массой более 90000 кг назначает пилота, который имеет свидетельство линейного пилота, а также общий налет более 3000 часов, включая 500 часов налета в качестве командира воздушного судна или 5000 часов общего налета пилотом самолета.
Вместе с тем, согласно пункту 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139, продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 800 часов за календарный год.
Таким образом, для соответствия требованию по налету часов, предъявляемому к командиру магистрального воздушного судна при налете 800 часов за календарный год необходимо не менее 6 лет.
В целях удовлетворения потребности отрасли гражданской авиации летными кадрами увеличен приемов курсантов в летные училища (2009 год - 750 человек, 2010 - 2012 годы по 790 человек, 2013 год - 940 человек) и выпуск пилотов из летных училищ (2010 - 2011 годы по 330 человек, 2012 год - 558 человек, 2013 год - 625 человек).
Однако отрасли в целом требуется ежегодное пополнение летного состава в количестве 1100 - 1200 человек.
Одним из возможных источников пополнения отрасли в ближайшее время подготовленными специалистами является привлечение иностранных пилотов. Этим активно пользуются зарубежные авиакомпании, не имеющие законодательного запрета на использование иностранной рабочей силы.
Появление у российских авиакомпаний возможности использования высококвалифицированных специалистов иностранных государств позволит не только ликвидировать дефицит летных экипажей, но и ускорит подготовку отечественного летного состава по европейским стандартам за счет передачи навыков и опыта, а также повысит уровень безопасности полетов.
Проектом федерального закона предусматривается установление периода привлечения эксплуатантами иностранных граждан в качестве командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации - до 1 января 2019 г.
Принятие проекта федерального закона наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка допуска иностранного гражданина к замещению должности командира воздушного судна коммерческой гражданской авиации.
Предполагается, что указанный документ определит:
процедуру допуска иностранных граждан к выполнению функций командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
численность иностранных граждан, привлекаемых в Российскую Федерацию в качестве командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации, и порядок их распределения между эксплуатантами, имеющими потребность в привлечении иностранных граждан в качестве командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации;
порядок учета распределенных между эксплуатантами иностранных граждан, привлекаемых в Российскую Федерацию в качестве командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации, и фактически заключенных с ними трудовых договоров;
порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, привлекаемым в качестве командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации;
требования к иностранным гражданам, допускаемым к выполнению функций командиров воздушных судов коммерческой гражданской авиации.
Проект федерального закона соответствует положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим основные права и свободы человека и гражданина, в том числе положениям о правах иностранных граждан (статья 62) и о праве на труд (статья 37).
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.