Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 407473-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) обеспечивает реализацию Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах с целью нормативно-правового регулирования формирования бюджетных стратегий на долгосрочный период.
В законопроекте определяется, что бюджетные стратегии формируются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, а также муниципальными образованиями (в случае принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования).
При этом устанавливаются различные периоды действия федеральной, региональных и муниципальных бюджетных стратегий, а также сроки вступления в силу соответствующих требований (по разработке и утверждению указанных стратегий).
Так, бюджетные стратегии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должны утверждаться на срок не менее 12 лет, бюджетные стратегии муниципальных образований (в случае принятия представительным органом местного самоуправления решения о разработке и утверждении бюджетной стратегии) - на срок не менее шести лет.
В законопроекте определено, что бюджетные стратегии могут корректироваться в соответствии с принятыми законами (решениями) о бюджетах и изменениями долгосрочных прогнозов социально-экономического развития (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Также устанавливается, что уточнение бюджетных стратегий осуществляется без изменения срока действия данных стратегий. Разработка новых долгосрочных бюджетных стратегий (на 12 и более лет для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на 6 и более лет для муниципальных образований) осуществляется раз в шесть лет для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, раз в три года - для муниципальных образований.
Указанные стратегии должны содержать основные характеристики соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, показатели объемов финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ, основные направления бюджетной политики и иные положения (показатели), если это предусмотрено соответствующими решениями высших исполнительных органов государственной власти (местной администрацией) об утверждении порядков разработки и утверждения бюджетных стратегий.
Так, в бюджетной стратегии Российской Федерации могут быть дополнительно определены цели и задачи бюджетной политики на долгосрочный период, условия формирования бюджетной стратегии Российской Федерации, основные подходы к формированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценка и минимизация бюджетных рисков, прогноз показателей по бюджетам бюджетной системы в целом, что будет установлено постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения бюджетной стратегии Российской Федерации", проект которого представляется в составе материалов к законопроекту. Тем же решением может быть установлен больший период, на который разрабатывается бюджетная стратегия Российской Федерации по отношению к минимальному сроку, определяемому законопроектом (указанным проектом постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная стратегия Российской Федерации разрабатывается на восемнадцатилетний период).
Соответственно, в бюджетных стратегиях субъектов Российской Федерации на период их действия определяются основные характеристики консолидированных бюджетов соответствующих территорий, в том числе в отношении местных бюджетов (районов, городских и сельских поселений).
Прогнозирование параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федерального бюджета, на долгосрочный период позволяет оценить (на вариантной основе) финансовые возможности для принятия новых и исполнения действующих расходных обязательств, учесть последствия реализации отдельных и общих решений, структурных реформ, их влияние на сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию государственных (муниципальных) программ.
В соответствии с законопроектом устанавливается несколько этапов разработки проектов бюджетной стратегии.
Проект бюджетной стратегии, формируемый соответствующим финансовым органом на основе проекта долгосрочного прогноза социально-экономического развития (или изменений в указанный прогноз), представляется в высший исполнительный орган государственной власти (местную администрацию) одновременно с проектом бюджета.
Проекты соответствующих бюджетных стратегий, одобренные высшими исполнительными органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местной администрацией подлежат представлению в законодательные (представительные) органы власти одновременно с проектами законов (решений) о бюджетах, что позволит рассматривать проекты бюджетов в рамках долгосрочного прогноза бюджетов.
После официального опубликования закона (решения) о бюджете и утверждения долгосрочного прогноза социально-экономического развития на период, соответствующий периоду действия бюджетной стратегии, бюджетная стратегия утверждается (уточняется) высшим исполнительным органом власти.
Законопроектом предложена новая редакция статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением Президента Российской Федерации о целесообразности включения положений Бюджетного послания в Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в состав сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, включены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющие, в том числе основные приоритеты налоговой и бюджетной политики.
Также предусмотрено, что формирование бюджетов должно основываться в том числе на бюджетных стратегиях, реестрах расходных обязательств, обоснованиях бюджетных ассигнований, показателях государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг, показателях планов закупок для государственных (муниципальных) нужд.
Законопроектом дополняется статья 173 Кодекса в части разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в целях долгосрочного бюджетного планирования.
Такой подход обеспечивает взаимное соответствие показателей прогнозов социально-экономического развития на средне- и долгосрочные периоды и бюджетных стратегий.
Принятие законопроекта потребует разработки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций, утверждения порядков формирования соответствующих бюджетных стратегий, а также разработки и утверждения долгосрочных прогнозов социально-экономического развития.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Установление правовой основы долгосрочного бюджетного планирования позволит реализовать возможности для системного повышения эффективности использования финансовых ресурсов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повышения стабильности и предсказуемости осуществления налоговой, бюджетной и долговой политики государственных и муниципальных органов власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральные законы.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует принятие постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации". Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Министерство финансов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации". Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период". Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Министерство финансов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 1010 следует читать как "29 декабря 2007 г."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.