Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 410040-6 "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600, подпункта "а" пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N Пр-240 (далее - перечень поручений), указания Президента Российской Федерации от 1 сентября 2013 г. N Пр-2036.
Согласно подпункту "а" пункта 6 перечня поручений следует предусмотреть обязательный учет критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий и возможность применения субъектами Российской Федерации альтернативных предоставлению земельных участков форм улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей (включая предоставление жилых помещений по договорам социального найма, применение льготного ипотечного кредитования), с их согласия и при соблюдении принципов прозрачности и справедливости.
В настоящее время в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, не снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми гражданам, имеющим трех и более детей, возможно предоставлять бесплатно находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства, если указанный гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или может быть признан органами местного самоуправления по месту жительства нуждающимся в жилом помещении независимо от его имущественного положения по основаниям, установленным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Также гражданину, имеющему трех и более детей, который состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или может быть признан органами местного самоуправления по месту жительства нуждающимся в жилом помещении независимо от его имущественного положения по основаниям, установленным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможно будет стимулировать строительство индивидуальных жилых домов на предоставленных земельных участках гражданам, имеющим трех и более детей, а также предлагать альтернативные формы поддержки граждан, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Законами субъектов Российской Федерации можно будет предусмотреть меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями:
предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий;
внеочередное предоставление гражданам, имеющим трех и более детей и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, жилого помещения по договору социального найма;
предоставление строительных материалов; участие в ипотечных программах на льготных условиях и др.
Таким образом, субъекту Российской Федерации предоставляется возможность выбора различных подходов к решению вопроса улучшения жилищных условий граждан, имеющих трех и более детей, в зависимости от числа таких граждан, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, наличия земельных участков, которые могли бы предоставляться указанным гражданам, и других обстоятельств.
Данное предложение обусловлено положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которыми решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По информации субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 октября 2013 г. в Российской Федерации проживают более 1,1 млн. семей, имеющих трех и более детей.
Заявления на предоставление земельного участка подали 321,3 тыс. граждан, имеющих трех и более детей.
За 9 месяцев 2013 г. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предоставлено бесплатно 53,7 тыс. земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
На учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 135,7 тыс. семей, имеющих трех и более детей. За 9 месяцев 2013 г. органами местного самоуправления 4,6 тыс. семьям, имеющим трех и более детей, предоставлены жилые помещения по договору социального найма.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, подлежащими приостановлению или изменению федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, подлежащими приостановлению или изменению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.