Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 368581-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным, В.А. Поневежским, В.Н. Лысаковым, Т.К. Агузаровым, Р.А. Баталовой, А.В. Кретовым.
Авторами законопроекта предлагаются изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в связи с принятием Федерального закона от 02.05.2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2013 г. N 20-П (далее - Постановление Конституционного Суда РФ).
С принятием вышеуказанного закона вступили в силу изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.
Постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что осужденные граждане не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах, для чего федеральному законодателю - с тем, чтобы обеспечить проведение выборов, которые будут назначены после вступления постановления в силу, - надлежит руководствоваться Конституцией Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных в постановлении, незамедлительно внести надлежащие изменения в подпункт "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона и установить процессуальные гарантии, обеспечивающие возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенное ими деяние более не признается тяжким или особо тяжким преступлением.
Авторы законопроекта отмечают, что позиция Конституционного Суда РФ направлена на защиту правовой демократии, ограждение от злоупотреблений и криминализации публичной власти.
В связи с этим предлагается запрет на занятие выборных публичных должностей для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.
Поддерживая концепцию в целом, Комитет отмечает, что предлагаемые авторами законопроекта изменения в Федеральный закон требуют уточнения во взаимосвязи с Постановлением Конституционного Суда РФ.
Так, принимая во внимание 2 пункт резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ об установлении сроков ограничений пассивного избирательного права соответственно дифференциации сроков судимости и возможности в исключительных случаях вводить ограничения пассивного избирательного права на более продолжительные сроки, в статье 1 законопроекта представляется необходимость предусмотреть, что ограничение пассивного избирательного права после снятия или погашения судимости должно быть введено для лиц, осужденных к лишению свободы на определенный срок (не менее 5 лет).
Что касается лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы на срок менее 5 лет, то ограничение их пассивного избирательного права должно совпадать со сроком снятия (погашения) судимости.
Кроме того, с учетом специфики избирательного процесса необходимо уточнить, что вышеуказанные ограничения пассивного избирательного права действуют в случае, когда соответствующий срок истекает в период избирательной кампании, начиная со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Корреспондирующие изменения должны быть внесены в п.п. "б" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона.
Кроме того, в качестве информационной гарантии для избирателей целесообразно предусмотреть, что информация о факте имевшейся когда-либо судимости у кандидата указывалась бы в официальных информационных материалах о кандидате и избирательном бюллетене.
Аналогичные изменения необходимо было бы предусмотреть в Федеральных законах:
в Федеральном законе от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
в Федеральном законе от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
в Федеральном законе от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект принять в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 03 декабря 2013 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.