Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 412414-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлен на совершенствование сотрудничества между розничными торговыми сетями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети.
Розничная торговля продовольственными товарами является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, предусматривает рост розничного товарооборота и увеличение предложения потребителям.
Вместе с тем, с развитием торговых сетей возникает ряд негативных факторов. Там, где возможно сотрудничество с крупными производителями, сети будут стремиться выбирать именно их, что ограничивает развитие средних и небольших производителей товаров.
Торговые сети также диктуют свои условия товаропроизводителям по закупочным ценам на реализуемые товары, длительности сроков расчетов за поставленную продукцию, возврату нереализованной продукции, отказу в реализации ряда местной продукции.
В результате количество продукции местных товаропроизводителей, реализуемой через торговые сети, с каждым годом снижается, что может повлечь уменьшение объемов производства, сокращение рабочих мест, снижение налоговых поступлений в бюджет, банкротство и закрытие предприятий. Особенно страдают производители сельскохозяйственной продукции, поставляющие свой товар для реализации в розничные сети.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определил запрет к заключению договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг.
К сожалению, для отечественного рынка розничных продаж практика понуждения к заключению договора на оказание маркетинговых услуг, услуг по продвижению товаров и иных услуг при заключении договора поставки сохранилась. Ситуация усугубляется тем, что стоимость таких услуг по экспертным оценкам может достигать до 20-40% от стоимости товара, поставляемого по договору поставки.
Контроль за действием данной нормы Федерального закона затруднен в связи нежеланием (опасением) поставщиков продовольственных товаров инициировать проведение контрольных мероприятий по фактам понуждения, в том числе из-за сложности надлежащего их подтверждения.
В связи с этим, законопроектом предлагается внести изменения в статью 9 Федерального закона, исключив положение о заключении дополнительно к договору поставки продовольственных товаров договора возмездного оказания услуг, направленного на продвижение продовольственных товаров.
Законопроектом также предлагается внесение изменения в части снижения предельной доли присутствия торговой сети на определенной территории.
Чрезмерная консолидация в соответствии со Стратегией развития торговли Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года является негативным фактором риска развития торговли.
Целевым индикатором Стратегии предполагается, что к 2020 году степень консолидации 5 крупнейших компаний в определенном сегменте торговли не превысит 50%. Таким образом, доля одной крупнейшей компании должна составлять порядка 10% в товарообороте.
Однако статьей 14 Федерального закона предусмотрено ограничение доли продаж торговой сети лишь свыше 25% от общего объема всех реализованных продовольственных товаров на определенной территории (хозяйствующий субъект не вправе приобретать (арендовать) дополнительные торговые площади).
Сохранение предельной доли в размере 25% становится негативным фактором и способствует развитию монополизации, снижению конкуренции в социально значимом сегменте розничной продовольственной торговли, что особенно остро отражается на деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, к 2020 году предполагается сохранить долю малых и средних предприятий в розничной торговле в размере 30%.
Предлагается внести изменение в часть 1 статьи 14 Федерального закона, снизив с 25% до 10% предельную долю объема всех реализованных продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети на определенной территории.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" потребует внесения изменения в часть 5 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.