Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального конституционного закона N 390478-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый проект федерального конституционного закона внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 21 ноября 2013 года.
Законопроект внесен в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "О поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
В рамках приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с указанным Законом настоящий проект федерального конституционного закона вносит коррелирующие изменения в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон).
Проект предлагает признать утратившей силу посвященную Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации статью 23 указанного Федерального конституционного закона, а также исключить понятие "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации" из редакций статей 4, 10, 13, 17, 30, 31, 33 Федерального конституционного закона.
В новой редакции статьи 19 Федерального конституционного закона определяется компетенция Верховного Суда Российской Федерации, соответствующая изменениям полномочий Верховного Суда Российской Федерации, установленным поправкой к Конституции Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в статью 15 Федерального конституционного закона отражают изменение статуса Дисциплинарного Судебного присутствия, которое становится коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, изучив указанный проект Федерального конституционного закона, отмечает его своевременность и необходимость, а также высокую степень правовой проработки.
Включение все большего количества граждан Российской Федерации в финансовую, экономическую и предпринимательскую сферы деятельности, взаимопроникновение экономической деятельности в гражданские, семейные правоотношения граждан, а также в трудовые правоотношения, настоятельно потребовало универсального отношения к возникающим судебным гражданским и экономическим спорам. С точки зрения выработки единого, взвешенного, универсального подхода требуют анализа правоотношения, возникающие на границе, например, семейных и корпоративных правоотношений, требующие соразмерного применения принципов семейного, наследственного права и законодательства об акционерных обществах и др.
В условиях равной силы Постановлений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, способствующей определенной конкуренции правоприменения, выработка единого подхода, максимально соблюдающего права граждан, была затруднительна.
Образуя единый высший судебный орган, законопроект сохраняет в Российской Федерации две системы судов - суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Верховный Суд Российской Федерации является вышестоящим судом для федеральных судов этих судебных систем, который наделяется полномочиями надзорной судебной инстанции, а также апелляционной и кассационной инстанции.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что он не свободен от некоторых недочетов, которые нуждаются в дополнительном обсуждении.
Полагаем, что исключение упоминания о Высшем арбитражном Суде Российской Федерации и изменение в статусе Дисциплинарного судебного присутствия требуют внесения корреспондирующих изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Дисциплинарном судебном присутствии".
Кроме того полагаем, что нуждаются в редакционной правке статьи 19 (ч. 3), 20 (ч. 1), 22 (ч. 2), 24 (ч. 1), 24.1 (ч. 1), 25 (ч. 1) Федерального конституционного закона, в которых указывается полномочие судов всех уровней по рассмотрению дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку в части 3 проектной статьи 19 Федерального конституционного закона вводится полномочие Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поддерживают концепцию законопроекта, высказывая ряд замечаний.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, поддержав концепцию законопроекта, полагает необходимым внести корреспондирующие изменения в статью 33 Федерального конституционного закона, а также используемое в проекте наименование "районные суды" заменить наименованием "районные суды, городские суды, межрайонные суда (далее - районные суды)".
На основании изложенного, учитывая, что высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе одобрить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 3 декабря 2013 года
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.