Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 414076-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона предлагает внести в статьи 78, 83, 87, 88 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) изменения, с целью установить максимальную меру наказания в виде смертной казни за терроризм.
В настоящее время в уголовном законодательстве существует значительный разрыв между степенью общественной опасности совершенного преступления и наказанием за него.
Более половины граждан поддерживают введение смертной казни за терроризм, за который в уголовном законодательстве до сих пор не предусмотрена смертная казнь.
Достаточно напомнить самые громкие террористические акты, унесшие множество человеческих жизней и потрясшие всех граждан России: теракт на Дубровке в октябре 2002 года (часто упоминаемый, как "Норд-Ост"); взрывы в московском метро в феврале 2004 году между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", а также в 2010 году на станциях "Лубянка" и "Парк Культуры"; захват террористами школы N 1 в сентябре 2004 года в Беслане и взрыв в аэропорту Домодедово в январе 2011 года.
Законопроект одновременно предлагает исключить часть 2 статьи 59, позволяющую избежать наказания в виде смертной казни женщинам. Ведь сегодня огромное количество преступлений совершают именно женщины, и в условиях повышенной женской преступности создаются все новые и новые женские исправительные учреждения. Женщины-террористы, именуемые "черные вдовы", совершают преступления, не вызывая к себе даже подозрений.
Говоря о возрасте привлечения к уголовной ответственности (от 18 и до 65 лет), придерживаясь части 2 ст. 59 УК РФ, мы развязываем руки преступникам. Исключив данную норму, и внеся изменения в соответствующие положения, (ст.ст. 87, 88 УК РФ), осужденный может быть приговорен к смертной казни за особо тяжкие преступления с 16 лет. Верхний предел не установлен.
Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства. Принятие данного законопроекта, будет способствовать большей защищенности граждан и их уверенности в том, что любые действия, посягающие на их жизнь, будут жестко пресечены законом.
То же касается и преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации, которые при наличии условий, предусмотренных частью 2.1 статьи 59 УК РФ, могут избежать высшей меры наказания. Учитывая цели наказания, преследуемые уголовным законодательством (восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений) законопроект предлагает признать названную норму утратившей силу.
Одновременно предложено внести поправки в положения о сроках давности: к лицам, совершившим (осужденным за совершение) преступления, предусмотренные статьей 205 УК РФ (дополнительно к действующим согласно ст.ст. 78, 83 УК РФ), сроки давности не применяются.
В свою очередь, с целью исключить вероятность судебной ошибки, данным законопроектом предложено внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие пятилетний срок обжалования приговора к смертной казни. Осужденный одновременно обладает всеми правами, предусмотренными статьей 185 УИК РФ. В случае если в Российской Федерации будет отменен мораторий на смертную казнь, тогда, по истечении пяти лет, если приговор не был обжалован или если осужденный не был помилован в установленном законом порядке, он теряет право на обжалование и направляется в соответствующее учреждение для исполнения наказания.
Данные поправки соответствует задачам уголовного законодательства: законности, справедливости, вины, гуманизма, равенства граждан перед законом.
В соответствии с замечаниями, изложенными в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в текст законопроекта и пояснительную записку были внесены необходимые изменения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.