Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 414081-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона предлагает внести в статьи 59, 78, 83, 87, 88 и 230 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) изменения, с целью установить максимальную меру наказания за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, если в результате это привело к смерти двух или более лиц.
Под склонением следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у лица желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета, высказывания, восхваляющие ощущения, вызываемые введением наркотиков в организм и т.п.). Являясь разновидностью распространения наркотических средств или психотропных веществ, склонение к их потреблению представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку таким образом осуществляется расширенное воспроизводство контингента наркоманов.
Необходимо отметить, что в России ежегодно регистрируется более 80 тысяч наркозависимых граждан, а погибает ежегодно около 70 тысяч, подавляющее большинство из которых несовершеннолетние.
По данным ФСКН и европейских служб по борьбе с наркотиками, Россия стала одним из основных потребителей афганского героина. В Россию из Афганистана ежегодно подступает 18 тонн чистого героина. В целом же оценить объем всех наркотиков, поступающих в Россию, крайне сложно.
К сожалению, в России действует слишком "мягкое" уголовное законодательство в отношении наркоторговцев. Данный законопроект направлен на его совершенствование, что будет способствовать большей защищенности граждан и их уверенности в том, что любые действия, посягающие на их жизнь и здоровье, будут жестко пресечены законом.
Во многих странах мира за распространение наркотиков уже давно предусмотрена смертная казнь. За ужесточение наказания для наркоторговцев выступает каждый третий россиянин. Остановить угрозу наркотического самоубийства России можно, предусмотрев смертную казнь за склонение к потреблению наркотиков.
Данный законопроект предлагает ввести максимальную меру наказания в виде смертной казни за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, если в результате это привело к смерти двух или более лиц.
В то же время законопроект предлагает исключить часть 2 статьи 59, позволяющую избежать наказания в виде смертной казни женщинам. Ведь сегодня огромное количество преступлений совершают именно женщины, и в условиях повышенной женской преступности создаются все новые и новые женские исправительные учреждения. Женщины - наркоторговцы, которые, не вызывая опасений, в том числе у несовершеннолетних и малолетних, реализуют свои преступные желания. Говоря о возрасте привлечения к уголовной ответственности (от 18 и до 65 лет), придерживаясь части 2 ст. 59 УК РФ, мы развязываем руки преступникам. Исключив данную норму, и внеся изменения в соответствующие положения, (ст.ст. 87, 88 УК РФ), осужденный может быть приговорен к смертной казни за особо тяжкие преступления с 16 лет. Верхний предел не установлен.
Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства. Принятие данного законопроекта, будет способствовать большей защищенности граждан и их уверенности в том, что любые действия, посягающие на их свободу, будут жестко пресечены законом.
То же касается и преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации, которые при наличии условий, предусмотренных частью 2.1 статьи 59 УК РФ, могут избежать высшей меры наказания. Учитывая цели наказания, преследуемые уголовным законодательством (восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений) законопроект предлагает признать названную норму утратившей силу.
Одновременно предложено внести поправки в положения о сроках давности: к лицам, совершившим (осужденным за совершение) преступления, предусмотренные статьей 230 УК РФ (дополнительно к действующим согласно ст.ст. 78, 83 УК РФ), сроки давности не применяются.
В свою очередь, с целью исключить вероятность судебной ошибки, данным законопроектом предложено внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие пятилетний срок обжалования приговора к смертной казни. Осужденный одновременно обладает всеми правами, предусмотренными статьей 185 УИК РФ. В случае если в Российской Федерации будет отменен мораторий на смертную казнь, тогда, по истечении пяти лет, если приговор не был обжалован или если осужденный не был помилован в установленном законом порядке, он теряет право на обжалование и направляется в соответствующее учреждение для исполнения наказания.
Данные поправки соответствует задачам уголовного законодательства: законности, справедливости, вины, гуманизма, равенства граждан перед законом.
В соответствии с замечаниями, изложенными в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в текст законопроекта и пояснительную записку были внесены необходимые изменения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.