Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 414142-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона предлагает внести в статьи 59, 78, 83, 87, 88, 131, 132, 134 и 230 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) изменения с целью установить максимальную меру наказания в виде смертной казни за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В последние годы среди преступлений против половой свободы все чаще выделяют преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Примерно 90% преступников, совершающих сексуальные насилия над детьми, составляют люди, находящиеся в состоянии регрессии. По причине лёгкой доступности детей они удовлетворяют с их помощью свои сексуальные потребности. В этом случае дети выступают лишь заместительным объектом. Педофилы составляют от 2 до 10% сексуальных преступников, совершающих сексуальные насилия над детьми. Реже насилие совершается социопатами, при этом насилие совершается не с целью удовлетворения сексуальных потребностей, а как средство совершения акта насилия, возможно удовлетворения садистских наклонностей. Чаще всего все эти перечисленные типы находятся в близком социальном окружении ребенка-жертвы. От совершенного насилия сильно страдает детская психика, которая даже во взрослом возрасте не всегда поддается коррекции у психотерапевта и человек на всю жизнь может остаться с этой душевной травмой. Среди жертв сексуального насилия зафиксирован значительный процент самоубийств.
Вопрос о назначении наказания за педофилию во всех странах мира является спорным. Россия занимает первое место в мире по числу педофилов. О том, что педофилия укоренилась в России, свидетельствует статистика: 50% из общего числа сексуальных преступлений направлено именно против детей. Каждая третья жертва изнасилования в России - маленький ребенок. Только в прошлом году в стране жертвами сексуального насилия стали более девяти тысяч детей и подростков, из них две тысячи были убиты. И вот на этом ужасающем фоне долгое время уголовные санкции в отношении педофилов в нашей стране были самыми мягкими в Европе, маньякам грозило всего три года лишения свободы.
По данным МВД, в 2010 году в России было совершено 7435 преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Однако действительная распространенность сексуальных преступлений в семье пока не поддается полному статистическому учету, поскольку жертвы часто скрывают произошедшее из-за стыда и страха перед взрослыми. По оценкам криминологов, незарегистрированная сексуальная преступность составляет более 90%.
Необходимость ужесточения наказания путем внесения изменений в соответствующие статьи УК РФ давно обсуждается в средствах массовой информации и активно поддерживается российскими гражданами. Однако при этом УК РФ не учитывает, что преступник остается безнаказанным и, выйдя на свободу, продолжает насиловать детей еще более жестоко.
Настоящий законопроект предлагает ввести максимальную меру наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних - смертная казнь.
Одновременно законопроект предлагает внести изменения, которые должны закрепить максимальную меру наказания за преступления, предусмотренные статьей 230 УК РФ: "склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" в отношении несовершеннолетних.
Под склонением следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у несовершеннолетних (означает, что виновный достоверно знал, что совершает преступление в отношении лица, не достигшего 18-летнего возраста) желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета, высказывания, восхваляющие ощущения, вызываемые введением наркотиков в организм и т.п.). Являясь разновидностью распространения наркотических средств или психотропных веществ, склонение к их потреблению представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку таким образом осуществляется расширенное воспроизводство контингента наркоманов, особенно из числа несовершеннолетних и молодых людей, в форме угроз или применения насилия.
В то же время законопроект предлагает исключить часть 2 статьи 59, позволяющую избежать наказания в виде смертной казни женщинам. Ведь сегодня огромное количество преступлений совершают именно женщины, и в условиях повышенной женской преступности создаются все новые и новые женские исправительные учреждения. Посягающие на половую неприкосновенность женщины, также наркоторговцы, которые, не вызывая опасений у несовершеннолетних и малолетних, реализуют свои преступные мотивы. Говоря о возрасте привлечения к уголовной ответственности (от 18 и до 65 лет), придерживаясь части 2 ст. 59 УК РФ, мы развязываем руки преступникам. Исключив данную норму, и внеся изменения в соответствующие положения, (ст.ст. 87, 88 УК РФ), осужденный может быть приговорен к смертной казни за особо тяжкие преступления с 16 лет. Верхний предел не установлен.
Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства. Принятие данного законопроекта, будет способствовать большей защищенности несовершеннолетних граждан и их уверенности в том, что любые действия, посягающие на их свободу, здоровье и половую неприкосновенность будут жестко пресечены законом.
То же касается и преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации, которые при наличии условий, предусмотренных частью 2.1 статьи 59 УК РФ, могут избежать высшей меры наказания. Учитывая цели наказания, преследуемые уголовным законодательством (восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений) законопроект предлагает признать названную норму утратившей силу.
Одновременно предложено внести поправки в положения о сроках давности: к лицам, совершившим (осужденным за совершение) преступления, предусмотренные статьями 131, 132, 134, 230 УК РФ (дополнительно к действующим согласно ст.ст. 78, 83 УК РФ), сроки давности не применяются.
В свою очередь, с целью исключить вероятность судебной ошибки, данным законопроектом предложено внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие пятилетний срок обжалования приговора к смертной казни. Осужденный одновременно обладает всеми правами, предусмотренными статьей 185 УИК РФ. В случае если в Российской Федерации будет отменен мораторий на смертную казнь, тогда, по истечении пяти лет, если приговор не был обжалован или если осужденный не был помилован в установленном законом порядке, он теряет право на обжалование и направляется в соответствующее учреждение для исполнения наказания.
Данные поправки соответствует задачам уголовного законодательства: законности, справедливости, вины, гуманизма, равенства граждан перед законом.
В соответствии с замечаниями, изложенными в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в текст законопроекта и пояснительную записку были внесены необходимые изменения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.