Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 416002-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которой общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2011 года N 387-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) и соответствующее им количество судебных участков составляют 76 единиц.
Указанное число мировых судей определено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которому судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.
Однако при определении указанного числа мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за единицу расчета законодателем были приняты не предельные показатели, а средняя численность населения на одном судебном участке.
Вместе с тем численность населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 1 января 2012 года по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составила 1 561,2 тыс. человек, средняя численность на одном судебном участке - 20,5 тыс. человек.
В ряде административно-территориальных образований автономного округа численность населения, проживающего на территории одного судебного участка, превышает или приближается к максимальной расчетной численности, предусмотренной федеральным законодательством. Так, в городе Нефтеюганске в среднем численность населения, проживающего на одном судебном участке, составляет 25 тыс. человек, в Советском районе - 24,1 тыс. человек, в Сургутском районе - 23,4 тыс. человек, в городе Сургуте - 22,6 тыс. человек.
Необходимо также принять во внимание, что для автономного округа расчет численности населения, приходящегося на один судебный участок, весьма условен, так как нередко реальное число обслуживаемого мировым судьей населения превышает количество зарегистрированных в данной местности жителей в несколько раз. Данное обстоятельство объясняется большой миграцией населения (по итогам за 9 месяцев 2012 года в автономном округе на миграционный учет поставлено 133 тыс. иностранных граждан), а также широким применением вахтового метода работы.
Кроме того, практика деятельности мировых судей в автономном округе свидетельствует о том, что критерием создания судебных участков на региональном уровне должен быть не только расчет численности населения на территории судебного участка, но и количество дел, рассматриваемых мировыми судьями. В настоящее время в автономном округе имеются судебные участки с большим количеством населения и сравнительно невысокой нагрузкой на одного мирового судью, а также участки, которые по количеству населения не превышают максимально допустимого значения, но по нагрузке значительно превосходят как среднеокружные, так и среднероссийские показатели.
Статистические данные о работе мировых судей подтверждают сохранение тенденции ежегодного увеличения служебной нагрузки на одного мирового судью в автономном округе.
Так, нагрузка мировых судей в городе Урае по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях начиная с 2002 года продолжает ежегодно увеличиваться. Средняя нагрузка на одного мирового судью в городе Урае за 12 месяцев 2011 года составила 463,7 дела в месяц, что на 224,2 дела выше среднеокружного показателя, за первое полугодие 2012 года - 676,9 дела в месяц, что на 407,4 дела выше среднеокружного показателя.
Аналогичная ситуация по рассмотрению гражданских дел с 2002 года складывается у мировых судей в городе Мегионе. Средняя нагрузка на одного мирового судью в городе Мегионе за 12 месяцев 2011 года составила 376,7 дела в месяц, что на 137,2 дела выше среднеокружного показателя, за первое полугодие 2012 года - 270,8 дела в месяц, что на 1,3 дела выше среднеокружного показателя.
Начиная с 2005 года также увеличилась нагрузка по рассмотрению дел об административных правонарушениях и на мировых судей в городе Лангепасе. Средняя общая нагрузка на судью за 12 месяцев 2011 года составила 361,2 дела в месяц при среднеокружном показателе 239,5 дела, за первое полугодие 2012 года - 377,8 дела в месяц при среднеокружном показателе 269,5 дела.
Также ежегодно с нагрузкой выше среднеокружного показателя по рассмотрению гражданских и административных дел работают мировые судьи судебных участков города Радужный и города Ханты-Мансийска, но в связи с увеличением числа должностей мировых судей в данных судебных участках на одну единицу (Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 марта 2012 года N 25-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре") прогнозируется снижение нагрузки по рассмотрению дел на данных мировых судей.
Практика работы мировой юстиции в автономном округе показывает, что без увеличения числа мировых судей и количества судебных участков качественно изменить ситуацию по снижению количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, невозможно.
При определении числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре необходимо учитывать, что почти все районы автономного округа имеют большую площадь территории и, как следствие этого, расстояния между судебными участками и населенными пунктами районов являются значительными. В комплексе с существующими проблемами транспортного сообщения и климатическими условиями, особенно в зимний период, это затрудняет полноценный доступ населения к мировым судьям, нарушая конституционные права граждан.
Настоящий законопроект предусматривает с 1 января 2014 года увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 4 единицы и доведение их общего числа до 80 единиц.
Предлагаемое законопроектом увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре позволит создать в автономном округе судебные участки с учетом его административно-территориального деления, географических и иных особенностей автономного округа, будет способствовать стабилизации работы мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, улучшению качества разрешения судебных дел и более широкому доступу граждан к правосудию.
Расчет необходимого увеличения общего числа мировых судей и соответствующего ему количества судебных участков в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прилагается.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на содержание четырех дополнительных единиц мировых судей произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Расходы на содержание мирового судьи включают:
денежное содержание мирового судьи;
страховые взносы (ФСС, ФФОМС);
расходы на санаторно-курортное лечение мирового судьи и членов его семьи;
расходы на оплату проезда мирового судьи и членов его семьи к месту отдыха и обратно;
расходы на приобретение служебного обмундирования и мантии.
Денежное содержание мирового судьи состоит из:
должностного оклада;
50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда;
доплаты за квалификационный класс;
доплаты за выслугу лет;
надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы;
денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал и год;
начисляемых за заработную плату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
В настоящее время с учетом увеличения должностных окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2012 года "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации" денежное содержание мирового судьи составляют:
должностной оклад - 19 257,95 рубля;
50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда - 9 628,98 рубля;
доплата за квалификационный класс (20 процентов) - 3 851,59 рубля;
доплата за выслугу лет - (19 257,95 + 3 851,59) х 6 : 12= 11 554,77 рубля;
надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (оклад в год) - 19 257,95 : 12 = 1 604,83 рубля;
премия (пять окладов в год) - (19 257,95 + 3 851,59) х 5 : 12 = 9 628,98 рубля;
районный коэффициент - (19 257,95 + 9 628,98 + 3 851,59 + 11 554,77 + 1 604,83 + 9 628,98) х 50 процентов = 27 763,55 рубля;
процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - (19 257,95 + 9 628,98 + 3 851,59 + 11 554,77 + 1 604,83 + 9 628,98) х 50 процентов = 27 763,55 рубля.
Итого денежное содержание одного мирового судьи в месяц составляет 111 054,2 рубля.
Материальная помощь в размере двух должностных окладов в год с учетом доплаты за квалификационный класс - (19 257,95 + 3 851,59) х 2 = 46 219,08 рубля.
Страховые взносы (ФСС) в год - (111 054,2 х 12 + 46 219,08) х 2,9 процента = 39 987 рублей.
Страховые взносы (ФФОМС) в год - (111 054,2 х 12 + 46 219,08) х 5,1 процента = 70 322 рубля.
Расходы на санаторно-курортное лечение мирового судьи и членов его семьи в год - 41 000 рублей.
Расходы на оплату проезда мирового судьи к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", расходы на оплату проезда членов семьи мирового судьи к месту отдыха и обратно в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - 30 000 х 3 человека = 90 000 рублей.
Расходы на приобретение служебного обмундирования и мантии на одного мирового судью - 7 500 рублей.
Всего расходы на одного мирового судью в год составляют 111 054,2 рубля х 12 месяцев + 46 219,08 рубля + 39 987 рублей + 70 322 рубля + 41 000 рублей + 90 000 рублей + 7 500 рублей = 1 627 678,48 рубля.
Расходы на содержание четырех мировых судей в год за счет средств федерального бюджета составят 6 510 713,92 рубля (шесть миллионов пятьсот десять тысяч семьсот тринадцать рублей 92 копейки).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.