Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 415172-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом" учитывает требования и задачи, изложенные в бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина на 2014 год, где в качестве одной из основных государственных целей в сфере вопросов использования бюджетных средств указано на решение задачи о необходимости рассмотрения альтернативных механизмов повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда Российской Федерации, объемы которых насчитывают 5 трлн. рублей.
В концепции законопроекта учтены положения, изложенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании по вопросам эффективного использования средств Фонда национального благосостояния 06 ноября 2013 года в Ново-Огарёво Московской области, а также замечания, указанные в заключении Правительства Российской Федерации (письмо от 20.09.2013 г. N 5644п-П13) согласно тому, что фактически средствами указанных фондов управляет Центральный банк Российской Федерации, который и размещает эти бюджетные средства за рубежом. В законопроекте исключена норма, предусматривающая право субъекта Российской Федерации предоставлять государственный экспортный кредит вместо права осуществлять внешние заимствования. В то же время в концепции законопроекта сохраняется запрет на размещение за рубежом средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранную валюту и (или) в иностранных банках, так как основной акцент данного вопроса должен исходить из изначального предназначения указанных фондов, образованных с 01.02.2008 года из Стабилизационного фонда, а именно - их основное предназначение должно быть направлено на устойчивый рост и обеспечение высоких темпов экономического роста страны, решение и обеспечение стабильного развития экономики в целом.
Необходимость решения данных задач отметил Председатель Правительства Российской Федерации А.Д. Медведев на совещании 2 декабря 2013 года по выполнению "майских указов" Президента Российской Федерации. По его словам, "модернизация действующих производств, создание высокоэффективных рабочих мест, подготовка современных специалистов остаются в числе основных задач, ... также остается нерешенной задача по обеспечению устойчивого экономического развития". На повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния путем увеличения доходности размещения средств и минимизации процентных и валютных рисков для федерального бюджета указывает и Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на проект бюджета России на 2014 - 2016 годы.
Существует немало проблем, которые предстоит решать с использование российского бюджета внутри страны и в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также в связи с кризисными ситуациями на мировых рынках, влияющих на российскую экономику.
Концепция законопроекта направлена на ограничение размещения бюджетных средств в отношении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранных банках, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. При этом новым пунктом 7 в статью 104 БК РФ законопроектом вводится положение, не допускающее использование денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на размещение в иностранную валюту и (или) в иностранных банках, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. При этом сохраняется право использования бюджетных средств в рамках межправительственных соглашений, а также внешнеэкономической деятельности.
Авторы законопроекта считают, что принятие законопроекта позволит активизировать в Российской Федерации отношения бизнеса и банковского сектора за счет притока денежных средств на внутреннем рынке и снизить ставки банковских кредитов, так как в настоящее время складывается парадоксальная диспропорция в этой сфере, когда фактически искажается экономическая сущность расходов бюджета, который должен иметь объективную обусловленность, а не зависеть от прихоти политиков либо иных лиц. К примеру - бюджетные средства за рубежом размещаются под 1% годовых, что приводит к потерям не менее 7% годовых, в то время, как на внутреннем кредитном рынке ставки кредитов доходят до 30%.
Законопроект также соответствует принципу бюджетного финансирования, что заключается в выделении средств в меру выполнения тех или иных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований для организаций при этом производственной сферы на основе составленных финансовых планов, а в социальной или управленческой сферах - с учетом утвержденных смет, в условиях целевого назначения бюджетных расходов.
Размещение российских бюджетных средств, образуемых за счет российских налогоплательщиков на счетах зарубежных банков, не отвечает бюджетной политики Российской Федерации, когда собранные налоги работают не на развитие страны, а концентрируются на счетах иностранных банках, решая задачи экономик иностранных государств.
Авторы законопроекта считают, что концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом" соотносится и с развитием демократических принципов в государственном устройстве и управлении бюджетными средствами, не противоречит конституционным нормам, учитывая, что главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы в условиях мировых финансовых кризисов, затрагивающих в последние годы и Российскую Федерацию, так как бюджетная система России находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых рынках.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом" не потребуется признания утративших силу, приостановления актов федерального законодательства.
В то же время в соотносимости с нормами Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с ограничением размещения бюджетных средств в иностранных банках и за рубежом" предполагается привести в соответствие с данными новациями Бюджетного кодекса Российской Федерации ряд документов, регулирующих вопросы отношений по выводу бюджетных средств за рубеж и управление ими в отдельных случаях, в частности, постановление Правительства Российской Федерации "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" от 19 января 2008 г. N 18 (с изм.) и другие подзаконные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.