Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 419191-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета для вступления российских граждан в брак с иностранцами и не предусматривает необходимости получения разрешения на такой брак.
Для легализации в Российской Федерации мигранты в отдельных случаях прибегают к фиктивному браку.
Прежде всего, иностранцев привлекает разрешение на временное проживание, которое они получают согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" без учета, утвержденной Правительством Российской Федерации, квоты. В соответствии с положениями пункта 4 части 3 статьи 6 Закона разрешение на временное проживание получает любой иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации.
В дальнейшем при продолжительности брака не менее трех лет в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 14 Федерального закона от 31 января 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства могут получить гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 62-ФЗ следует читать как "31 мая 2002"
В ходе проведения проверок соблюдения миграционного законодательства органами прокуратуры области выявлены многочисленные факты заключения фиктивных браков с целью получения разрешений на временное проживание.
За период 2010-2013 годы по искам прокуроров аннулировано 32 фиктивных брака, заключенных гражданами Российской Федерации с гражданами Таджикистана, Азербайджана, Армении, Украины без цели создания семьи и за денежное вознаграждение.
Аналогичные проблемы имеются и в других регионах Российской Федерации. В сети "Интернет" размещена масса объявлений о возможности заключения таких браков за определенное денежное вознаграждение.
Таким образом, в настоящее время существует достаточно серьезная проблема, связанная с увеличением количества семейно-правовых состояний в форме фиктивного брака, в целях легализации пребывания на территории Российской Федерации. При этом по действующему законодательству никаких ограничений в виде ответственности за заключение фиктивного брака на территории Российской Федерации не существует.
В связи с этим представляется целесообразным для дальнейшего совершенствования законодательства закрепить норму, предусматривающую уголовную ответственность в указанной сфере, как это сделано в ряде зарубежных стран - Германии, Бельгии, США, Великобритании и др.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" дополнительных расходов средств бюджета Российской Федерации не потребует.
Перечень нормативных правовых актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.