Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 419131-6 "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года о переводе в течение двух лет на программный принцип бюджетов всех уровней, совершенствования правового регулирования вопросов реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и обеспечения их соответствия параметрам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов соответственно.
Необходимость несения указанного законопроекта также обусловлена итогами рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в разрезе государственных программ.
В Сводном заключении Комитета по бюджету и налогам отмечалось:
- задача, поставленная Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах" по формированию бюджета на базе государственных программ в полном объеме и на необходимом качественном уровне не реализована;
- полноценная система госпрограмм, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленные цели и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития, пока не сформирована;
- цели, задачи, мероприятия и показатели госпрограмм не увязаны со стратегическими приоритетами национального развития;
- результаты экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой, свидетельствуют о существенных недостатках в качестве разработки большинства госпрограмм, недостаточной взаимосвязи между собой.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу, то есть до 1 марта 2014 года.
Реализация указанной нормы предполагает определенную последовательность действий государственных органов.
Формирование проектов нормативных правовых актов и их утверждение предполагает осуществление разработчиками согласование их с заинтересованными органами исполнительной власти. Сложившаяся практика организации разработки проектов нормативных актов в субъектах Российской Федерации предполагает также необходимость дополнительной их экспертизы органами Прокуратуры Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют полномочия по экспертизе государственных (муниципальных) программ.
В соответствии с положениями статей 13, 14, 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата Российской Федерации проводит экспертизу и дает заключения по государственным программам Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле" предусматривает в рамках осуществления предварительного парламентского контроля рассмотрение проектов государственных программ Российской Федерации и предложений о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации (пункт 2 части 2), а также обязательное представление в Государственную Думу федеральными органами исполнительной власти проектов государственных программ Российской Федерации при направлении их в Правительство Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют полномочия по экспертизе соответственно государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.
Такая процедура разработки, утверждения и уточнения государственных программ не означает их "механического переписывания". Выполнение поставленных задач требует установление персональной ответственности каждого участника этого процесса за достижение результата.
Учитывая необходимость осуществления указанных процедур, фактические сроки принятия законов (решений) о бюджете, а также приведение государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете предполагает необходимость внесения изменений во все государственные (муниципальные) программы, законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2015 года действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях временного урегулирования оснований для определения сроков приведения государственных и муниципальных программ в соответствии с законом (решением) о бюджете в законопроекте предлагается установить норму о том, что в 2014 году государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете в сроки, определенные соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, компенсируемых за счет средств федерального бюджета, и не приведет к выпадению его доходов.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.