Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 418707-6 "О почтовой связи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О почтовой связи" (далее - законопроект) разработан Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации во исполнение пункта 52 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 2063-р.
В настоящее время отношения в области оказания услуг почтовой связи регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - действующий закон).
Почтовая связь является базовым элементом инфраструктуры любого современного государства и важным инструментом связи между государством и населением страны.
Социальная значимость почтовой связи в Российской Федерации обусловлена выполнением ряда функций, имеющих государственное значение:
- сохранение политической и экономической целостности России за счет покрытия территории всей страны сетью из 42 тысяч отделений, 30 тысяч которых находятся в населенных пунктах, в которых проживает менее 20 тысяч человек;
- обеспечение единственного общедоступного механизма адресного общения (около 2,2 млрд. писем, карточек и счетов ежегодно при совокупном проникновении широкополосного доступа в сеть "Интернет" не выше 55 процентов);
- развитие экономики и предпринимательской деятельности;
- обеспечение связи между государством и населением;
- обеспечение доступа к финансовым услугам;
- создание рабочих мест.
Оказание услуг почтовой связи в соответствии с положениями действующего закона не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в качественных услугах почтовой связи.
Законопроектом закладывается основа для формирования единого рынка услуг почтовой связи посредством создания эффективного механизма взаимодействия всех участников процесса, направленного на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение их доступности для всего населения Российской Федерации.
Законопроект предполагает признание утратившим силу действующего закона и создание законодательного акта, регулирующего отношения в области оказания услуг почтовой связи, отвечающего потребностям современного общества.
Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов анализа практики их реализации, а также опыта нормативного правового регулирования отношений в области оказания услуг почтовой связи в других странах.
Законопроект носит межотраслевой характер и содержит положения, относящиеся к отраслям гражданского, административного права и законодательства о регулировании отдельных видов предпринимательской деятельности.
С момента принятия действующего закона, рынок услуг почтовой связи в Российской Федерации претерпел существенные изменения как по составу и структуре его участников, так и по оказываемым услугам почтовой связи, в связи с чем возникла необходимость в разработке новых принципов и подходов к государственному регулированию рынка услуг почтовой связи.
Актуальность разработки законопроекта обусловлена рядом существенных изменений, происходящих в последние годы на рынке услуг почтовой связи, которые оказывают непосредственное влияние на почтовую отрасль (появление независимых операторов почтовых и логистических услуг, замещение традиционной почтовой связи электронными видами коммуникаций и др.).
Важным этапом модернизации отраслевого законодательства является настоящий законопроект, учитывающий указанные произошедшие изменения.
Законопроектом корректируется содержание ряда основных понятий, применяемых в действующем законе, таких как "почтовая связь", "оператор почтовой связи", "адресные данные", "почтовые отправления", "почтовый ящик", "абонентский почтовый ящик", "адресат", "услуга универсальной почтовой связи", с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривается введение ряда новых понятий, в том числе "виртуальное отделение почтовой связи", "услуга курьерской почтовой связи", "мелкий пакет", "регистрируемое почтовое отправление", "нерегистрируемое почтовое отправление", "почтово-банковские услуги", "почтомат", "электронное письмо".
Законопроектом определяются виды и предназначение почтовой связи в Российской Федерации. Так, почтовая связь, в зависимости от предназначения, особенностей организации и условий пересылки почтовых отправлений, подразделяется на универсальную почтовую связь и курьерскую почтовую связь.
Универсальной почтовой связью является доступная и имеющая регулярный характер на всей территории Российской Федерации почтовая связь, обеспечивающая пересылку всех видов и категорий почтовых отправлений по любому почтовому адресу как внутри страны, так и за ее пределами.
В законопроекте определены основные принципы оказания услуг универсальной почтовой связи: принцип регулярности, принцип территориальной доступности, принцип технологической и территориальной неделимости.
При этом для осуществления общественно значимых функций вводится понятие "уполномоченный оператор универсальной почтовой связи", который осуществляет формирование, функционирование и развитие единой почтово-адресной индексации на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, статьей 6 законопроекта предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области почтовой связи, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, наделяет оператора универсальной почтовой связи статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи в целях исполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией в рамках членства во Всемирном почтовом союзе.
Услуга универсальной почтовой связи расширена в соответствии с рекомендациями Всемирного почтового союза для развитых стран и включает все виды почтовых отправлений, в том числе мелкие пакеты, посылки, почтовые отправления денежных средств.
Услуга курьерской почтовой связи включает в себя пересылку регистрируемых почтовых отправлений в виде почтовых карточек, писем, мелких пакетов и посылок, которая осуществляется на основе следующих принципов:
свобода выбора территории обслуживания - оказание услуги курьерской почтовой связи на территории, определяемой оператором курьерской почтовой связи, исходя из коммерческой целесообразности и спроса на услуги курьерской почтовой связи;
свобода выбора направлений пересылки - оказание услуги курьерской почтовой связи, исходя из распределения потоков почтовых отправлений и востребованности услуги в различных населенных пунктах;
свобода выбора организации, способов и условий пересылки почтовых отправлений - оказание услуги курьерской почтовой связи, исходя из свободного определения организационно-территориальной структуры, сроков пересылки почтовых отправлений и других условий;
свобода ценообразования - оказание услуги курьерской почтовой связи осуществляется по ценам, определяемым оператором курьерской почтовой связи.
Вместе с тем, положениями законопроекта создается основа для развития единого рынка услуг почтовой связи посредством механизма взаимодействия между операторами универсальной почтовой связи и операторами курьерской почтовой связи (в том числе посредством обеспечения недискриминационного доступа, а также механизма гибкого ценообразования).
Недискриминационный доступ к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи заключается в предоставлении оператором универсальной почтовой связи иным операторам почтовой связи на договорной основе своей инфраструктуры путем приема транзитных почтовых отправлений в отделениях почтовой связи собственного приема транспортно-сортировочных подразделений.
В законопроекте, с учетом особенностей функционирования, установлен перечень типов отделений почтовой связи, обеспечивающих доступ к услугам оператора универсальной почтовой связи, в том числе отделения почтовой связи открытого типа, отделения почтовой связи закрытого типа, отделения почтовой связи собственного приема.
Кроме того, вводится ряд нововведений, отражающих современные тенденции развития рынка услуг почтовой связи, в том числе:
создание единой почтовой электронной системы оператора универсальной почтовой связи, обеспечивающей пересылку почтовых отправлений (в том числе юридически значимых) в электронной форме на всей территории Российской Федерации;
функционирование современных типов отделений почтовой связи: виртуального, передвижного и автоматизированного (почтоматы).
При этом вводится возможность функционирования отделений почтовой связи на условиях договора с третьими лицами (франчайзинг).
Предусматривается взаимодействие оператора универсальной почтовой связи и пользователей услуг почтовой связи на основании возмездного публичного договора.
Законопроект отражает особенности оказания услуг по доставке пенсий, иных социальных выплат и распространению периодических печатных изданий оператором универсальной почтовой связи.
Законопроект содержит нормы, предусматривающие ответственность оператора универсальной почтовой связи за нарушение правил оказания услуг почтовой связи, а также контроль за деятельностью оператора почтовой связи по оказанию почтово-банковских услуг, который осуществляет Банк России.
Следует отметить, что положения законопроекта снимают существующий в настоящее время запрет на акционирование ФГУП "Почта России".
Глава 4 законопроекта посвящена вопросам безопасности и тайны почтовой связи, которая отражает особенности принятия операторами почтовой связи мер для обеспечения безопасности объектов инфраструктуры почтовой связи, транспортных средств, работников почтовой связи, а также пользователей услуг почтовой связи при оказании услуг почтовой связи, охраны почтовых отправлений от несанкционированного доступа, по предотвращению случаев утрат и хищений почтовых отправлений и денежных средств, а также иные меры по обеспечению безопасности почтовой связи.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О почтовой связи"
Принятие проекта федерального закона "О почтовой связи" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи"
1. В связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи" потребуется:
признание утратившим силу Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи";
внесение изменений в следующие законодательные акты:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) Налоговый кодекс Российской Федерации;
3) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
4) Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
5) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
6) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
7) Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
8) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
9) Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
10) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
11) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
12) Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
13) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе";
14) Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе":
15) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
16) Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
17) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О почтовой связи"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Основание необходимости подготовки |
Сроки подготовки |
Сведения об исполнителе |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении федерального органа исполнительной власти в области связи, которому предоставляются исключительные права на выдачу разрешений на применение франкировальных машин и определение порядка их использования" |
Часть 8 статьи 1 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Часть 8 статьи 1" следует читать "Часть 7 статьи 1"
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оказания почтово-банковских услуг" |
Часть 3 статьи 3 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минфин России, ФАС России, Банк России |
3. |
Приказ Минкомсвязи России "Об особенностях предоставления услуг почтовой связи инвалидам в связи с имеющимися у них ограничениями жизнедеятельности" |
Часть 4 статьи 3 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минтруд России |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов универсальной почтовой связи" |
Часть 5 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 6 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, ФАС России |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил оказания услуг универсальной почтовой связи и правил оказания услуг курьерской почтовой связи" |
Пункт 1 части 2 статьи 6, часть 2 статьи 33 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи" |
Пункт 3 части 2 статьи 6 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления недискриминационного доступа операторов курьерской почтовой связи к инфраструктуре оператора универсальной почтовой связи" |
Пункт 4 части 2 статьи 6, часть 2 статьи 13 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
ФАС России, Минкомсвязь России, ФСТ России |
8. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении технических условий и требований к технологии универсальной почтовой связи" |
Пункт 5 части 2 статьи 6 Федерального закона "О почтовой связи" |
|
Минкомсвязь России, ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
9. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об издании и распространении знаков почтовой оплаты" |
Пункт 6 части 2 статьи 6 Федерального закона "О почтовой связи" |
|
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
10. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка наделения статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи" |
Часть 3 статьи 6 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России |
11. |
Приказ Минкомсвязи России "Об утверждении порядка обеспечения единой почтово-адресной индексации" |
Часть 1 статьи 7 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
12. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и критериев наделения статусом уполномоченного оператора универсальной почтовой связи" |
Часть 1 статьи 10 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России |
13. |
Приказ Минкомсвязи России "О наделении статусом уполномоченного оператора универсальной почтовой связи и статусом назначенного оператора универсальной почтовой связи" |
Часть 1 статьи 10, часть 2 статьи 22 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, ФАС России |
14. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" |
Часть 1 статьи 11 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
ФСТ России, Минкомсвязь России, ФАС России |
15. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов и категорий почтовых отправлений, тарифы на пересылку которых подлежат государственному регулированию при оказании универсальной услуги почтовой связи" |
Часть 2 статьи 11 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, ФСТ России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минфин России |
16. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" |
Часть 3 статьи 12 и часть 4 статьи 36 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, ФАС России, Минэкономразвития России, ФСБ России |
17. |
Приказ Минкомсвязи России "Об утверждении требований по обеспечению доступности единой почтовой электронной системы оператора универсальной почтовой связи для слепых и слабовидящих граждан" |
Часть 5 статьи 21 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона"О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минтруда России. |
18. |
Приказ ФТС России и Минкомсвязи России "Об определении мест международного почтового обмена" |
Часть 5 статьи 22 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
ФТС России, Минкомсвязь России |
19. |
Постановление Правительства Российской "Об утверждении порядка осуществления контроля в сфере оказания почтово-банковских услуг" |
Часть 5 статьи 26 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, Минфин России, ФАС России, Банком России |
20. |
Приказ ФСТ России "Об утверждении методики расчета тарифов на услуги по доставке трудовых пенсий, оказываемые оператором универсальной почтовой связи" |
Часть 1 статьи 27 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
ФСТ России, Минтруд России, Минкомсвязь России |
21. |
Приказ ФСТ России "Об утверждении методики расчета тарифов на услуги по организации подписки и доставки периодических печатных изданий, оказываемые оператором универсальной почтовой связи" |
Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
ФСТ России, Минкомсвязь России, ФАС России |
22. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 38 "Об обеспечении служебным гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи" |
Часть 3 статьи 30 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
МВД России, Минкомсвязь России |
23. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований по обеспечению безопасности помещений и транспортных средств операторов почтовой связи" |
Часть 2 статьи 42 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
ФСБ России, Минкомсвязь России |
24. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об определении уполномоченного оператора курьерской связи" |
Часть 1 статьи 45 Федерального закона "О почтовой связи" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России, ФАС России, Минэкономразвития России |
25. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации в области почтовой связи" |
Требуется признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 221 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 24 марта 2005 г. N 221" следует читать "от 24 марта 2006 г. N 160"
26. |
Приказ Минкомсвязи России "Об отмене приказа Министерства связи Российской Федерации от 14 ноября 1992 г. N 416 "О введении в действие новых почтовых правил" |
Требуется отмена в связи с тем, что принятие почтовых правил отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации |
в течение 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О почтовой связи" |
Минкомсвязь России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.