Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 165168-6 "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
(новая редакция)
Статьей 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) для обеспечения функционирования государственных природных заказников регионального значения предусмотрено создание их дирекций (администраций).
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона N 33-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
Статья 33 вышеуказанного Федерального закона к задачам государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относит предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных требований в области охраны окружающей среды, касающихся:
- режима особо охраняемой природной территории;
- особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
- режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.
Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является составной частью государственного экологического надзора (статья 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
На территории Владимирской области функционирует 209 особо охраняемых природных территорий различных по категории и статусу, общей площадью 340,7 тыс. га, в том числе 3 особо охраняемых природных территорий федерального значения, 181 - регионального значения и 25 особо охраняемых природных территорий местного значения.
В 2008 году на территории Владимирской области постановлением Губернатора от 14 ноября 2008 года N 800 создано государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области" (далее - Дирекция), к основным задачам которого относится управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Согласно Уставу сотрудники Дирекции организовывают охрану особо охраняемых природных территорий и обеспечивают соблюдение их режима. Численность Дирекции составляет 11 человек, в том числе 3 сотрудников находятся непосредственно на территории наиболее крупных по площади заказников.
Сотрудники Дирекции не имеют полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях, а при обнаружении правонарушения составляют только сообщения о наличии события административного правонарушения и направляют их в уполномоченный на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий исполнительный орган государственной власти.
В настоящее время получить необходимую информацию от гражданина или группы граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и нарушающих их режим, можно только при помощи сотрудников полиции (если они участвуют в рейде). Самостоятельное получение такой информации незаконно.
Отсутствие в сообщении необходимых сведений для составления протокола не может быть восполнено в ходе производства по делу об административном правонарушении и может явиться причиной для отказа в возбуждении дела.
Государственный экологический надзор в целом на территории области осуществляется шестью государственными инспекторами, которые наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, в том числе и по статье 8.39 "Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Так за период 2012 года и 9 месяцев 2013 года в рамках государственного надзора по сообщениям сотрудников Дирекции составлено 19 протоколов об административных правонарушениях по статье 8.39 КоАП РФ, что составляет не более 6% от общего числа протоколов.
Наделение должностных лиц государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих функции государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 КоАП РФ непосредственно на месте совершения правонарушения, даст возможность более качественно и оперативно выполнять задачи, поставленные перед учреждениями и обеспечивать сохранение охраняемых природных комплексов в естественном состоянии. Эффективность осуществления надзора за состоянием особо охраняемых природных территорий существенно увеличится.
С учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в случаях, указанных в статье 28.3 КоАП РФ.
Таким образом, в целях осуществления мер административного воздействия к лицам, совершившим правонарушения на особо охраняемых природных территориях, настоящим законопроектом предлагается дополнить часть 5 статьи 28.3 КоАП РФ пунктом 16 следующего содержания:
"16) должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих функции государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий регионального значения) настоящего Кодекса.".
Кроме того, в связи с тем, что правовое регулирование в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Федеральным законом N 33-ФЗ, данным законопроектом предлагается внести изменения в статьи 33 и 34 указанного Федерального закона, согласно которым предоставляется возможность осуществлять государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий государственным учреждениям, находящимся в ведении уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах и порядке, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Должностным лицам данных государственных учреждений предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.