Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 424730-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
(об установлении запрета на включение в состав учредителей, членов, участников общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за определенные виды преступлений)
Досье на проект федерального закона
Проблема детского насилия продолжает оставаться одной из самых злободневных в современной России. В 2012 году жертвами насильственных преступлений были признаны более 89 тыс. несовершеннолетних, за шесть месяцев 2013 года - более 45 тыс. детей. Число погибших детей выросло с 1,6 тыс. в 2009 году до 2,1 тыс. в 2012 году. Особую озабоченность вызывает тот факт, что количество преступлений против половой неприкосновенности детей в России остается очень большим и составляет в 2012 году - более 6,3 тыс., за шесть месяцев 2013 года - более 2,7 тыс.
При этом по оценкам экспертов подавляющее большинство фактов насилия над детьми не фиксируется и не попадает в официальную статистику, зачастую в связи с нежеланием жертвы афишировать подобные факты.
Как показывает практика, несмотря на чрезвычайную опасность преступлений против несовершеннолетних, они сложно доказуемы. Несомненно, что в сложившейся ситуации первоочередное значение имеют прежде всего меры, направленные на предотвращение данного рода преступлений.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П указал, что правовое регулирование в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних - исходя из требований Конституции Российской Федерации, ее статей 7 (часть 2), 20 (часть 1), 21 (часть 1), 22 (часть 1) и 38 (часть 1), а также международно-правовых обязательств Российской Федерации - должно в приоритетном порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, что предполагает, в частности, наличие законодательных мер, имеющих целью обеспечение безопасности каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях.
Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 387-ФЗ были введены в Трудовой кодекс Российской Федерации положения, устанавливающие для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, запрет на занятие педагогической и иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Для данных лиц были введены также ограничения на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность с участием несовершеннолетних.
Поскольку учредители, члены, участники некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, наряду с работниками таких организаций также регулярно вступают с ними в непосредственный контакт и несут повышенную ответственность за их безопасность, постольку к обучению, воспитанию, развитию, в том числе в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, к организации их отдыха и оздоровления, медицинскому обеспечению, социальной защите и социальному обслуживанию могут допускаться лишь те лица, которые не представляют угрозы их жизни, здоровью и нравственности.
А значит, предусмотренный запрет для лиц, подвергавшихся уголовному преследованию за определенные виды преступлений, быть работниками некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, следует также распространить на учредителей, членов, участников таких некоммерческих организаций.
При этом перечень преступлений, при наличии судимости за которые устанавливается запрет быть учредителем, членом, участником таких некоммерческих организаций, необходимо дополнить преступлениями против мира и безопасности человечества.
Аналогичные положения предлагается внести также и в Федеральный закон "Об общественных объединениях".
Разработка данного законопроекта вызвана необходимостью закрыть доступ лицам, подвергшимся уголовному преследованию за вышеперечисленные преступления, к участию в работе общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних.
Рассматриваемый законопроект разработан с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в его Постановлении от 18 июля 2013 года N 19-П.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (об установлении запрета на включение в состав учредителей, членов, участников общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за определенные виды преступлений)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (об установлении запрета на включение в состав учредителей, членов, участников общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за определенные виды преступлений) не содержит новых расходных обязательств. Дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с его реализацией, не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
(об установлении запрета на включение в состав учредителей, членов, участников общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за определенные виды преступлений)
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (об установлении запрета на включение в состав учредителей, членов, участников общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за определенные виды преступлений) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.