Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 136312-5 "О потребительском кредитовании", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Д.Г. Волчеком и другими депутатами Государственной Думы
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно пункту 9 статьи 2 законопроекта полная стоимость кредита рассчитывается кредитором в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Указанную норму следует соотнести с частью 5 статьи 11 законопроекта, согласно которой полная стоимость кредита рассчитывается в порядке, установленном Центральном банком Российской Федерации.
Обращаем внимание, что термин "задолженность" используется в законопроекте в разных значениях. В пункте 1 части 1 статьи 6 законопроекта в задолженность включаются, в том числе средства, срок возврата которых еще не наступил, а в части 2 статьи 22 проекта в задолженность включаются только те денежные средства, обязанность по возврату которых не исполнена в срок.
Согласно положению части 1 статьи 13 проекта предоставление денежных средств по договору потребительского кредита может быть обусловлено заключением договора на оказание сопутствующих услуг. При этом соответствующие условия договоров, правил (общих условий) потребительского кредитования или иных банковских правил не признаются нарушением положений статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", что, по нашему мнению, требует обоснования, поскольку статья 16 указанного Закона, запрещая обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг), обеспечивает защиту интересов экономически слабой стороны договора .
Часть 3 статьи 15 законопроекта, согласно которой к договору на оказание потребительских услуг, связанных с использованием кредитной карты (разновидность договора потребительского кредита согласно пункту 3 статьи 2 проекта), не применяются некоторые положения законопроекта, в том числе предусматривающие право потребителя досрочно возвратить денежные средства, предоставленные по договору потребительского кредита, и отказаться от исполнения такого договора (часть 2 статьи 16, статьи 17, 18 проекта), следует соотнести с частью 4 статья 15 законопроекта, согласно которой договор на оказание потребительских услуг, связанных с использованием кредитной карты, может предусматривать срок, в течение которого начисление процентов за пользование денежными средствами не осуществляется.
Положения части 3 статьи 21 законопроекта, согласно которым кредитор обязан в письменной форме уведомить потребителя о нарушении им обязанностей по договору потребительского кредита, следует соотнести с частью 1 статьи 22 проекта, согласно которой кредитор вправе направлять уведомления о наличии просроченной задолженности.
Используемая в законопроекте такая терминология, как "несоразмерно высокое вознаграждение", "неоправданно длительный или недостаточно определенный срок" (см. статью 9 проекта), носит оценочный характер и может вызвать затруднения на практике. Кроме того, следует уточнить понятие "рыночный индекс", указанное в части 5 статьи 10 законопроекта, поскольку в законодательстве Российской Федерации такое понятие не используется
В статьях 24 и 25 законопроекта устанавливаются новые обязанности Центрального банка Российской Федерации по осуществлению государственного контроля и надзора за кредитными организациями, предоставляющими потребительские кредиты, а также по ведению реестров кредитных брокеров и коллекторских агентств. В связи с этим согласно части девятой статьи 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.