Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 136888-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Д.Г. Волчеком и другими депутатами Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
1. В статьях 2 и 3 законопроекта устанавливаются новые обязанности Центрального банка Российской Федерации по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, а также по ведению реестров кредитных брокеров и коллекторских агентств. В связи с этим согласно части девятой статьи 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. Кроме того, в указанных статьях проекта следует уточнить предмет осуществляемого Банком России контроля и надзора (соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг), поскольку в проекте федерального закона N 136312-5 "О потребительском кредитовании" не говорится о регулировании указанных отношений.
2. Содержание новой редакции статьи 14.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 1 статьи 5 проекта) нуждается в уточнении. Субъекты административной ответственности указаны в наименовании, в диспозиции статьи и в санкции статьи, что излишне. В данном случае достаточно указания на субъекты в санкции и с учетом этого замечания редакцию наименования и диспозиции менять нет необходимости.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица. Поскольку субъектами ответственности могут быть и индивидуальные предприниматели, и должностные лица юридических лиц, и размер штрафа для обеих категорий одинаков, в санкции достаточно указать только должностных лиц.
Обращаем также внимание на неточную редакцию диспозиции данной статьи - должностные лица кредиты не получают.
Кроме того, в обосновании к данному проекту указано, что согласно действующим нормам не представляется возможным привлечь виновных к ответственности. Учитывая, что содержание диспозиции статьи 14.11 Кодекса по сути осталось неизменным (новая редакция статьи 14.11 - пункт 1 статьи 5 проекта, часть 1 новой статьи 15.32 - пункт 2 статьи 5 проекта), неясно, каким образом предлагаемые в Кодекс изменения такую возможность создадут.
3. Поскольку за совершение противоправных действий, перечисленных в новой редакции статьи 14.11 Кодекса, повлекших причинение крупного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность (статья 176 Уголовного кодекса Российской Федерации), правильно было бы в диспозиции статьи сделать общую для Кодекса оговорку "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния".
4. В новой редакции статьи 14.11 и в новой статье 15.32 (пункт 2 статьи 5 проекта) Кодекса вводится новый способ исчисления штрафа в размере "сумм полученного кредита". Обращаем внимание на необходимость внесения нового способа в часть 1 статьи 3.5 Кодекса. Также в статье 3.5 следует указать максимальный размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы полученного кредита.
5. Применяемые в диспозициях новых статей 15.32 и 15.33 Кодекса (пункт 2 статьи 5 проекта) термины следует привести в соответствии с терминологией, используемой в проекте федерального закона N 136312-5 "О потребительском кредитовании" (далее - базовый проект), а также согласовать между собой.
Так, в диспозициях статьи 15.32 указаны кредитные организации, иные кредиторы, кредитные брокеры, в диспозиции статьи 15.33 указаны кредиторы, кредитные брокеры. Статья 2 базового проекта оперирует понятием кредитные организации (кредиторы), далее по тексту указаны кредиторы, кредитные брокеры.
6. Полагаем возможным дополнительно обсудить вопрос о привлечении должностных лиц к административной ответственности за правонарушения, перечисленные в диспозиции части 2 новой статьи 15.32 Кодекса.
7. Для более четкого изложения правонарушения в статье 15.33 Кодекса в диспозиции статьи следует указать "законодательство Российской Федерации в сфере потребительского кредитования".
Кроме того, в санкции данной статьи субъектом ответственности указано должностное лицо. Однако из примечания к статье 2.4 Кодекса не следует, что кредитный брокер является должностным лицом. В данном случае полагаем возможным указать специального субъекта ответственности, как это сделано в части 3 статьи 14.13 Кодекса.
8. Обращаем внимание, что глава 15 Кодекса в настоящее время содержит 34 статьи.
9. Поскольку в части 1 статьи 15.32 и в статье 15.33 Кодекса не содержится наказаний, налагаемых судьей, включать их в часть 2 статьи 23.1 Кодекса необоснованно.
Также необходимо определить, какие органы будут рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в новых статьях 15.32 и 15.33 Кодекса.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 4 листах.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.