Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
на проект федерального закона N 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации", внесенному членами Совета Федерации М.М. Капурой (в период исполнения полномочий) и В.А. Федоровым
Досье на проект федерального закона
В Комитете рассмотрен проект федерального закона N 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации".
Законопроект определяет правовые основы государственной регистрации транспортных средств. С целью защиты прав и законных интересов граждан и организаций законопроект устанавливает единые требования к порядку допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. В законопроекте разделяются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере государственной регистрации транспортных средств, определяются права и обязанности владельцев транспортных средств, устанавливаются границы ответственности участников государственной регистрации транспортных средств. Законопроект также содержит нормы, касающиеся создания и функционирования системы государственного учета транспортных средств.
Законопроектом предусматривается возможность участия в подготовке к проведению регистрационных действий торгующих организаций (продавцов транспортных средств), уполномоченных на то федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Благодаря созданию единой государственной информационной системы учета транспортных средств, предполагается осуществлять регистрационные действия вне зависимости от места жительства собственника транспортного средства или места регистрации юридического лица. Кроме того, владельцам транспортных средств будет предоставляться возможность в определенном Правительством РФ порядке выбирать буквенно-цифровое обозначение государственного регистрационного знака транспортного средства.
По данному законопроекту имеются следующие замечания.
Статьей 6 проекта федерального закона к полномочиям Российской Федерации отнесено создание и ведение государственной информационной системы учета транспортных средств, а также осуществление государственного контроля и надзора в сфере государственной регистрации транспортных средств. При этом указанные полномочия осуществляются в отношении всех транспортных средств, поскольку иное не указано. Однако такие же функции в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных наземных безрельсовых транспортных средств и прицепов (полуприцепов) к ним статьей 7 законопроекта отнесены полномочиям к органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим необходимо уточнить вопрос о разграничении полномочий в сфере государственной регистрации указанных транспортных средств.
Кроме того, для наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственной регистрации транспортных средств, созданию и ведению государственной информационной системы учета транспортных средств необходимо дополнить перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств федерального бюджета (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Однако данным законопроектом внесение изменений в указанный Федеральный закон не предусмотрено.
Также представляется целесообразным в законопроекте указать исчерпывающий перечень документов, необходимых для проведения регистрационных действий, поскольку непредставление их в полном объеме является основанием для отказа в государственной регистрации или в изменении регистрационных данных транспортного средства.
Следует также отметить, что частью 3 статьи 16 законопроекта предусмотрена ответственность регистрирующих органов только за нарушение прав владельцев транспортных средств. Указанные права определены в части 1 статьи 9. Таким образом, неправомерный отказ в государственной регистрации транспортного средства, нарушение установленных сроков государственной регистрации, иное нарушение порядка регистрации транспортных средств не будет являться основанием для привлечения должностных лиц регистрирующего органа к ответственности. По мнению Комитета, перечень оснований для привлечения должностных лиц к ответственности необходимо дополнить.
Согласно законопроекту, для аккумулирования, хранения и классификации данных о транспортных средствах предполагается использовать Единую государственную информационную систему учета транспортных средств. Вместе с тем законопроектом не определен исчерпывающий перечень субъектов отношений, связанных с государственной регистрацией транспортных средств, которые обязаны представлять указанные в пункте 4 статьи 20 данные о транспортных средствах в Единую государственную информационную систему учета транспортных средств. Не определен также орган, уполномоченный разработать регламент взаимодействия субъектов отношений, связанных с ведением указанной системы.
Кроме того, в законопроекте содержится ряд внутренних противоречий.
Так, пункт 3 пункта 2 статьи 9 законопроекта определяет право водителей транспортных средств на осуществление проведения государственной регистрации транспортного средства через специализированные торгующие организации. В тоже время, осуществление государственной регистрации транспортных средств, согласно ст. 8, осуществляют в зависимости от вида транспортного средства подразделения органов внутренних дел или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также с целью устранения внутренних противоречий в законопроекте представляется целесообразным уточнить понятия "снятие с государственного регистрационного учета" и "прекращение государственной регистрации".
К законопроекту имеются замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, в том числе юридико-технического характера. По мнению Комитета, имеющиеся замечания могут быть устранены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.