Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
на проект федерального закона N 263112-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения арендной платы имущества аэродромов, находящихся в федеральной собственности"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 263112-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения арендной платы имущества аэродромов, находящихся в федеральной собственности" (далее - Законопроект), внесенным депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, З.Я. Рахматуллиной, Е.Н. Сенаторовой, Р.В. Кармазиной, В.В. Гутеневым, Р.С. Ильясовым, М.М. Бариевым, М.А. Шингаркиным, А.Г. Когогиной, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, А.В. Ильтяковым, предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать порядок определения и взимания арендной платы за имущество аэродромов, находящихся в федеральной собственности, а также разрешить передачу главному оператору аэропорта указанного имущества без проведения торгов и исключить обязательность проведения оценки такого вида имущества.
Авторы обосновывают необходимость внесения такого рода изменений отсутствием в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации единого подхода к установлению арендной платы в отношении имущества аэродромов, находящихся в федеральной собственности.
В качестве примера, авторы Законопроекта ссылаются на действующий механизм определения установления арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, установленный путем внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, а также принятием в соответствии с указанными изменениями постановления Правительства Российской Федерации и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по транспорту в целом поддерживает выдвигаемую идею наделения Правительства Российской Федерации правом устанавливать порядок определения и взимания арендной платы за имущество аэродромов, находящихся в федеральной собственности.
При этом следует обратить внимание на то, что Законопроектом предлагается внести изменение в статью 13 Федерального закона от 8 января 1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", дополнив ее "пунктом 12". С учетом текста действующей редакции указанного федерального закона внести предлагаемое изменение не представляется возможным, поскольку статья 13 "Национализация в области развития авиации" состоит всего лишь из одного абзаца, не имеющего нумерации.
С учетом анализа содержания предлагаемого изменения можно предположить, что в Законопроекте возможно речь идет о статье 13.1 "Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации", которая законодательно закрепляет порядок передачи аэропортов и аэродромов в собственность (управление) субъектов Российской Федерации, а не "главному оператору аэропорта". Принимая во внимание предмет правового регулирования данной статьи, внесение предлагаемого изменения, касающегося "главного оператора аэропорта", видится не соответствующим ее смыслу и содержанию. Очевидно, что предлагаемое изменение требует проектирования самостоятельной статьи в рамках указанного федерального закона.
Кроме того, в части предлагаемого законодательного закрепления термина "главный оператор аэропорта" следует отметить, что данное определение с относительной степенью точности воспроизводит определение данного термина, изложенного в пункте 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах". Но, если в постановлении Правительства Российской Федерации под главным оператором аэропорта понимается хозяйствующий субъект, то в Законопроекте речь идет только о "юридическом лице".
В случае принятия предлагаемой редакции указанного термина возникает вероятность его неоднозначного толкования, с точки зрения гражданско-правового статуса субъекта, имеющего право осуществлять полномочия главного оператора аэропорта, в том числе и требований, предъявляемых к такому субъекту, а также условий по осуществлению соответствующей деятельности.
Комитет также полагает, что определение понятия "главный оператор аэропорта" исходя из критерия владения сертификатом соответствия аэропорта является не совсем корректным, поскольку не позволяет установить характер осуществляемой им в этом качестве деятельности, применительно к аренде имущества аэродромов, включенных в перечень аэродромов федерального значения.
Наряду с этим, вызывает также определенное сомнение и тезис об отмене обязательности проведения оценки имущества аэродромов, включенных в перечень аэродромов федерального значения, перед его передачей в аренду "главному оператору аэропорта". Поскольку без знания изначальной стоимости имущества, его рыночной цены невозможно определить экономически обоснованный размер арендной платы, который будет привлекательным для потенциальных арендаторов и, в тоже время, позволит арендодателю получать адекватное вознаграждение за пользование принадлежащим ему имуществом. Поэтому практически все наиболее распространенные методики расчета арендной платы основываются на стоимости или всего арендуемого имущества, или отдельных его составных частей. В данной связи внесение предлагаемого изменения в статью 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" видится преждевременным и требует учета позиции Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Очевидно, что предложенная редакция законопроекта требует доработки.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту считает, что проект федерального закона N 263112-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения арендной платы имущества аэродромов, находящихся в федеральной собственности" может быть рекомендован к принятию в первом чтении после доработки предложенной редакции Законопроекта.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.