Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 429572-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект вводит ряд общих принципов осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в сфере регулирования численности безнадзорных животных.
Пункт "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- координация вопросов здравоохранения;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
При этом расходным обязательством субъектом Российской Федерации является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере предупреждения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений). Это касается как определения перечня конкретных мер, так и определения круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета.
Однако, как справедливо отметил Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 4 июля 2012 г. N 88-АПГ12-2, такое регулирование должно осуществляться в пределах собственных полномочий и в соответствии с действующими федеральными законами.
Учитывая тот факт, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
На настоящий момент существенным образом различается в различных субъектах РФ правовое регулирование по основополагающим принципам осуществления соответствующих мероприятий, в первую очередь по вопросу определения субъекта права, обладающего полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных, а также по вопросам законности умерщвления безнадзорных животных, перечню оснований для их умерщвления и применения при их отлове препаратов, опасных для здоровья и жизни животных и человека.
На текущий момент в различных субъектах Российской Федерации вынесено около двух десятков судебных решений, которыми признано незаконным умерщвление безнадзорных животных в ходе их отлова, а также применение при отлове безнадзорных животных курареподобных препаратов (в частности, такие решения вынесены в следующих городах: Саратове, Сергиевом Посаде (Московская обл.), Набережных Челнах, Анапе, Воркуте, Екатеринбурге, Краснодаре, Новороссийске, Омске, Оренбурге, Пензе, Северодвинске, Смоленске, Петрозаводске, Уфе, Славянске-на-Кубани (Краснодарский край), Красных Стругах (Псковская обл.), Серове (Свердловская обл.), Советской гавани (Хабаровский край), Приморско-Ахтарске (Краснодарский край) и др.) Сейчас подобные дела рассматриваются судами в Нижнем Новгороде и Новосибирске.
При этом необходимо отметить, что по причине неполного правового регулирования затронутой проблемы, нормы закона могут толковаться судами неоднозначно. Например, в городе Ростове по двум искам к одному и тому же ответчику двумя районными судами были вынесены судебные решения об отказе в признании незаконным умерщвления безнадзорных животных в ходе отлова, а также применения для отлова безнадзорных животных высокоопасного для человека курареподобного препарата.
Различный подход к данным вопросам в разных субъектах Российской Федерации недопустим в современных реалиях, тем более в случае применения препаратов, которые могут быть опасны для жизни и здоровья человека, и методов, которые не отвечают принципам ответственного отношения к животным, общепризнанным в мировом сообществе.
Ввиду изложенного, считаем необходимым введение четкого определения на федеральном уровне единых основополагающих принципов по осуществлению регулирования численности безнадзорных животных, не допускающих разночтения и спекуляций нормами закона в указанной сфере.
Внесение предлагаемых поправок в Закон "О ветеринарии" является оправданным и не нарушающим принципов государственно-правового устройства и разделения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в указанных вопросах.
Предлагаемые к внесению поправки не противоречат положениям действующих Федеральных законов, полностью соотносятся с ними.
Положения предлагаемого законопроекта соотносятся с нормами проекта Федерального закона N 458458-5 "Об ответственном обращении с животными", принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 23 марта 2011 г., и относятся к единому комплексу нормативного правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства действующих законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.