Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 398910-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно предлагаемой редакции абзаца шестого пункта 2 статьи 47 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 1 проекта) военные прокуроры будут обладать полномочиями требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации. Из данной нормы следует, что военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации будет осуществлять охрану, содержание и конвоирование указанных лиц. В этой связи потребуется внесение корреспондирующих изменений в часть 1 статьи 38 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", возлагающую полномочие по охране в военных судах лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, под стражей на гауптвахтах, а также по их конвоированию только на воинские части или военные комендатуры гарнизонов.
Проектируемая статья 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) (статья 4 проекта), согласно которой к полномочию Министра обороны Российской Федерации отнесено руководство военной полицией, определение организационной структуры, состава и штатной численности органов и подразделений военной полиции, входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, на наш взгляд, нуждается в соотнесении со статьями 4 и 13 Федерального закона N 61-ФЗ, в соответствии с которыми в компетенцию Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации входит руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждение структуры, состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с проектируемой редакцией статьи 25.1 Федерального закона N 61-ФЗ военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации предназначена в том числе для обеспечения законности, правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, по нашему мнению, потребуется внесение соответствующего изменения в статью 25 Федерального закона N 61-ФЗ (Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах).
Пункт 5 проектируемой редакции статьи 25.1 Федерального закона N 61-ФЗ нуждается в уточнении, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 61-ФЗ личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации не включает в себя сотрудников, а состоит из военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями в часть двенадцатую статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) (статья 5 проекта) исполнение наказания в отношении военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части возлагается на военную полицию Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако проект не вносит каких-либо изменений в главу 20 (статьи 155-171) УИК РФ, устанавливающую порядок исполнения и отбывания этого наказания.
Проектируемая редакция части 3 статьи 41 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (статья 12 проекта), наделяющая военную полицию Вооруженных Сил Российской Федерации полномочием по охране служебных помещений военных следственных органов Следственного комитета, по нашему мнению, нуждается в соотнесении с предложенной редакцией статьи 25.1 Федерального закона N 61-ФЗ, определяющей предназначение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предлагаемые изменения в часть третью статьи 12 Федерального закона от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, часть 5 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (статьи 2, 8 и 10 проекта) влекут предоставление органам (должностным лицам) военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации тех же полномочий, осуществляемых в отношении тех же категорий лиц, которые в настоящее время исполняются командованием воинских частей, т.е. по существу предусматривают создание органа, дублирующего в этой части полномочия командования воинских частей.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.