Заключение Комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 365820-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о порядке аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 365820-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Вносимые законопроектом изменения направлены на совершенствование правового механизма создания и осуществления деятельности на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц. С этой целью уточняется процедура аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также предусматривается ведение государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в Закон Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Данным изменением из полномочий Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ч. 3 ст. 15) исключается полномочие на выдачу разрешений на открытие в Российской Федерации иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат.
Статьей 2 законопроекта корректируются положения Федерального закона от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 160-ФЗ), связанные с созданием, аккредитацией и прекращением деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
В частности, устанавливается, что иностранные юридические лица, цель создания и деятельность которых имеет коммерческий характер, вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы и представительства со дня их аккредитации после внесения записи в государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц (п. 2 ст. 2 законопроекта).
В предлагаемой новой редакции статьи 21 Федерального закона N 160-ФЗ предусмотрена передача полномочий по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц от Государственной регистрационной палаты при Минюсте России к определяемому Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти. Данный орган будет уполномочен устанавливать порядок аккредитации филиалов и представительств, а также определять порядок формирования государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Помимо этого, статьей регламентируется процедура аккредитации, основания для отказа в аккредитации филиалов и представительств (п. 6 ст. 2 законопроекта), устанавливаются требования к положению о филиале, представительстве (п. 7 ст. 2 законопроекта) и т.д.
В то же время, аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц в области гражданской авиации предполагает осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а аккредитация представительств иностранных кредитных организаций - Центральным Банком Российской Федерации. При этом для формирования государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц, устанавливается обязанность, на основании которой Центральный банк Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере воздушного транспорта должны сообщать в уполномоченный на аккредитацию федеральный орган исполнительной власти сведения об аккредитованных ими филиалах и представительствах.
Статьями 3 и 4 законопроекта вносятся связанные поправки уточняющего характера в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Комитет, концептуально поддерживая законопроект, обращает внимание на имеющиеся замечания.
Так, в п. 2 ст. 2 законопроекта раскрывается понятие "иностранного юридического лица", под которым понимаются "иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования ..., международные организации". Между тем, "компании, корпоративные образования и международные организации" являются юридическими лицами, в том числе иностранными, поэтому более четко следовало бы разграничить особенности их правовой организации и определить отличия от иных иностранных юридических лиц. Кроме этого, в гражданском законодательстве Российской Федерации отсутствуют такие формы организации, как "компании и другие корпоративные образования", поэтому их правовую форму требуется уточнить.
Действующей ст. 2 Федерального закона N 160-ФЗ установлено понятие иностранного инвестора, под которым понимается "иностранное юридическое лицо ..., иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом ..., иностранный гражданин ..., лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации ..., международная организация ..., иностранные государства ...". Из данного определения следует, что иностранное юридическое лицо и международная организация, будучи иностранными инвесторами, тем не менее, являются самостоятельными субъектами. Однако, в содержащемся в п. 2 ст. 2 законопроекта определении "иностранного юридического лица", международные организации включены в понятие иностранного юридического лица. Такая терминологическая несогласованность приведет к внутренним противоречиям Федерального закона N 160-ФЗ.
Представляется также, что предлагаемое законопроектом определение "иностранного юридического лица" целесообразно включить в понятийный аппарат Федерального закона N 160-ФЗ и согласовать его с установленной терминологией.
Кроме этого, в наименовании и тексте новой редакции ст. 21 (п. 6 ст. 2 законопроекта) речь идет о создании и о прекращении деятельности филиала, представительства иностранного юридического лица, тогда как действующей статьей ст. 21 определены подходы к созданию и ликвидации филиала иностранного юридического лица. В связи с этим, целесообразно уточнить, является ли прекращение деятельности филиала (представительства) равнозначным юридически значимым фактом его ликвидации или нет. Возможно ли прекращение деятельности филиала (представительства) без ликвидации и, если возможно, каковы дальнейшие правомочия такого филиала (представительства) на территории Российской Федерации.
Абз. 5 п. 6 ст. 2 законопроекта установлено, что "контроль за созданием и прекращением деятельности филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.". Данное положение необходимо раскрыть, уточнив, является ли данный контроль государственным, а также в чем, собственно, заключается контрольная функция.
Абз. 7 п. 6 ст. 2 определяет, каким государственным органом осуществляется аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц в области гражданской авиации. Представляется, что данное положение следует дополнить отсылочной нормой на законодательный акт, в соответствии с которым регламентируется порядок проведения такой аккредитации.
В последнем абзаце п. 6 ст. 2 законопроекта вводится обязанность Центрального банка Российской Федерации сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц, сведения об аккредитованных им представительствах иностранных кредитных организаций. Вместе с тем, предложений о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" законопроектом не предлагается. В этой связи возникает правовая неопределенность в части определения сроков, объема, периодичности направления Центральным банком РФ сведений об аккредитованных им субъектах, а также по порядку взаимодействия Банка России с уполномоченным на аккредитацию федеральным органом при формировании реестра. Аналогичное требование относится к порядку взаимодействия федерального органа в области гражданской авиации и уполномоченного на аккредитацию и ведение реестра федерального органа исполнительной власти.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 365820-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и с учетом высказанных замечаний рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.