Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 428908-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект дополняет Бюджетный кодекс нормой о профиците бюджета и порядка его использования, которая была исключена из Бюджетного кодекса Федеральным законом 116-ФЗ от 05.08.2000 г. Норма предполагает, что все бюджеты должны быть оставлены без профицита бюджетов. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
- сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если вышеуказанные меры оказываются недостаточными, то на стадии составления бюджета следует принимать решения о сокращении налоговых доходов бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.
Профицит федерального бюджета, который имел место в Российской Федерации с 2000 по 2008 год, в 2011 году явился одним из факторов торможения экономического роста, дестимуляции предпринимательской деятельности и насильственного сокращения социальных расходов.
Проектом данного закона предлагается иное использование нефтегазовых доходов. К нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный, а также на товары, выработанные из нефти. В действующей редакции Бюджетного кодекса нефтегазовые доходы, сверх базовой цены на нефть, рассчитанный как среднегодовая цена на нефть за последние пять лет, рассматриваются как дополнительные доходы и должны быть направлены в Резервный фонд до достижения объема средств, равного 7% от ВВП. Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ допускается использование дополнительных нефтегазовых доходов на замещение доходов, не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита бюджета. Последняя норма несколько ослабляет ограничения, накладываемые т.н. "бюджетным правилом", однако существующий механизм использования нефтегазовых доходов нарушает принцип единства кассы, использование бюджетных средств осуществляется по непрозрачным процедурам, точность расчета бюджета существенно снижается.
Кроме того, направление нефтегазовых доходов в Резервный фонд порождает все отрицательные следствия профицитного бюджета, либо дефицитно-профицитного бюджета. В последнем случае происходят одновременно заимствования и увеличение государственного долга и рост Резервного фонда.
Проектом федерального закона предлагается все нефтегазовые доходы, поступающие в текущем финансовом году, направлять на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.