Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 301629-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту названного федерального закона концептуальных замечаний правового характера не имеется. Вместе с тем полагаем целесообразным уточнить отдельные положения законопроекта, касающиеся наказания в виде штрафа.
Отмечаем, что в санкциях статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) размер наказания в виде штрафа устанавливается одновременно в денежном выражении или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. При этом по общему правилу, независимо от способа исчисления установленные в санкции одной и той же нормы УК РФ размеры штрафа должны быть согласованы между собой, т.е. размер штрафа в денежном выражении должен соотноситься с размером заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
В этой связи установление в санкции части первой статьи 280 УК РФ нижнего предела штрафа, исчисляемого в денежном выражении (пункт 1 проекта), влечет необходимость установления нижнего предела этого вида наказания, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного.
В свою очередь повышение нижнего предела штрафа, исчисляемого в денежном выражении (изменение в абзац пятый части второй статьи 282 УК РФ - подпункт "б" пункта 2 проекта), на наш взгляд, должно влечь повышение нижнего предела этого вида наказания, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного.
Если же в санкции статьи (части статьи) УК РФ штраф, исчисляемый в денежном выражении, устанавливается в пределах определенной денежной суммы с использованием формулировки "от ... тысяч рублей до ... тысяч рублей" (редакция абзаца второго части первой статьи 282.1 УК РФ - подпункт "а" пункта 3 проекта), то при установлении размера штрафа, исчисляемого в размере заработной платы или иного дохода осужденного, целесообразно использовать аналогичную формулировку "за период от ... месяцев (лет) до ... месяцев (лет)".
Кроме того, обращаем внимание, что санкция части первой статьи 282 УК РФ предусматривает назначение лишения свободы на тот же срок, который предусмотрен для наказания в виде принудительных работ, в связи с чем предложение об увеличении размера наказания в виде принудительных работ до 4 лет в (подпункт "а" пункта 2 проекта) автоматически повлечет увеличение размера наказания в виде лишения свободы также до 4 лет.
В этой связи полагаем необходимым в рамках данного законопроекта внести изменение в часть первую статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, определяющую подсудность уголовных дел мировому судье и содержащую перечень преступлений, за совершение которых максимальное наказание хотя и не превышает трех лет лишения свободы, но уголовные дела о которых ему неподсудны, исключив из этого перечня ссылку на часть первую статью 282 УК РФ, так как предлагаемый проектом максимальный размер наказания за совершение указанного преступления в любом случае не позволяет отнести уголовные дел об этих преступлениях к подсудности мирового судьи.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.