Заключение Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Данным законопроектом закрепляются нормы, регулирующие отношения в сфере организации и осуществления любительского рыболовства, определяются основные принципы и нормы государственного регулирования в данной сфере, вводятся основные понятия, устанавливаются сфера действия и участники правоотношений в области любительского рыболовства и иные вопросы. В том числе законопроектом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", а также в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) в части, касающейся условий осуществления любительского рыболовства. Кроме того, законопроектом вносится ряд изменений в законодательные акты, касающиеся порядка и условий осуществления любительского рыболовства.
По мнению Правительства Российской Федерации, принятие Федерального закона "О любительском рыболовстве" создаст необходимую базу нормативно-правового обеспечения права граждан на осуществление любительского рыболовства в целях личного потребления водных биоресурсов и в целях отдыха, а также получения соответствующих услуг в области любительского рыболовства.
Законопроектом закрепляется право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования за исключением водных объектов, предоставленных для ведения рекреационных рыболовных хозяйств (деятельности по оказанию возмездных услуг в области любительского рыболовства), а также за исключением осуществления любительского рыболовства по именным разрешениям рыболова в отношении ценных и особо ценных видов водных биоресурсов, определенных статьей 12 законопроекта, а также с использованием сетных орудий лова водных биоресурсов.
Кроме того, устанавливается сфера действия настоящего закона, которая распространяется на внутренние водоемы в сухопутной части страны, на внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
Законопроектом решены вопросы определения прав собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы при осуществлении любительского рыболовства, а также на водные биоресурсы, являющиеся объектами зарыбления.
В целях сохранения водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства законопроектом вводится суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов на одного рыболова-любителя, вводятся ограничения на оборот сетных орудий лова, а также запрет на реализацию электроловильных установок всех систем и типов, применение которых влечет массовую гибель водных биоресурсов.
Сетные орудия лова водных биоресурсов предлагается реализовывать только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которым в соответствии с Законом о рыболовстве выдано разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также физическим лицам, осуществляющим любительское рыболовство по именным разрешениям рыболова.
Законопроектом предусмотрено введение процедуры выдачи специальных именных разрешений для осуществления любительского рыболовства. В целях обеспечения единого порядка по выдаче физическим лицам именных разрешений устанавливается, что именное разрешение рыболова является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер. При этом форма бланка именного разрешения рыболова утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства. В именном разрешении рыболова указываются сведения о физическом лице, дата выдачи и срок действия, разрешенные орудия, сроки и место (места) добычи (вылова) объектов любительского рыболовства в соответствии с правилами любительского рыболовства и иная информация.
Законопроектом вводится необходимый понятийный аппарат. Сформулировано основное понятие "любительское рыболовство", которое означает деятельность по добыче (вылову) объектов любительского рыболовства или объектов зарыбления, осуществляемую физическими лицами в целях личного потребления и (или) в рекреационных целях (отдыха, туризма, спорта), в том числе при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Вместе с тем Комитет и созданная им группа по доработке законопроекта отмечают, что предложенная редакция законопроекта недостаточно проработана в части ее соответствия действующему законодательству, содержит внутренние противоречия, а также юридико-технические ошибки, которые должны быть учтены при его доработке ко второму чтению.
Прежде всего, законопроект необходимо привести в соответствие с действующими федеральными законами:
"О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов";
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Водным кодексом Российской Федерации;
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Необходимо устранить ряд внутренних противоречий, которые создают правовую неопределенность в отношении свободного доступа к водным биологическим ресурсам и регулирования такого доступа, а также предусмотреть четкий механизм формирования и распределения рыболовных участков, на которых любительское рыболовство должно осуществляться по именному разрешению рыболова либо на основании договора возмездного оказания услуг (в рыболовном рекреационном хозяйстве).
Законопроектом не установлены особенности предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, необходимых для оказания услуг в области любительского рыболовства, не определены соответствующие объекты инфраструктуры и специфика их создания.
Не обеспечена полнота правового регулирования вопросов разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.
В законопроекте не содержатся правовые нормы о полномочиях органов местного самоуправления, что также снижает качество законопроекта. Необходимо четко определить роль органов местного самоуправления в правоотношениях по организации осуществления любительского рыболовства.
Также следует более точно определить документ, предоставляющий право физическому лицу на добычу водных биоресурсов на соответствующем рыболовном участке: договор, заключаемый с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, ведущим рекреационное рыболовное хозяйство, и документы, с момента выдачи которых он считается заключенным в надлежащей форме (например, кассовый или товарный чек и т.п.).
Представляется излишним положение о том, что комиссию, образованную в субъекте Российской Федерации в целях формирования перечня рыболовных участков, возглавляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Достаточно указания на то, что состав и порядок деятельности комиссии утверждаются исполнительными органами субъектов Российской Федерации, оговорив представительство в ней общественных объединений, объединений юридических лиц и научных организаций.
Законопроектом устанавливается порядок переоформления договоров предоставления рыбопромысловых участков на договоры о предоставлении рыболовных участков. При этом не учтено, что в настоящее время рыбопромысловые участки выделяются не только на природных и искусственных водоемах, но и на водотоках.
Законопроектом установлено, что при формировании границ рыболовных участков для оказания услуг на платной основе в области любительского рыболовства их доля не должна превышать 10% водного фонда, на котором возможно осуществлять любительское рыболовство, в границах субъекта Российской Федерации.
Однако в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации этот барьер уже превышен, а в законопроекте нет механизма сокращения площадей ранее выделенных рыбопромысловых участков.
Законопроектом предусматривается осуществление любительского рыболовства как с возвратом добытых объектов водных биоресурсов в среду их обитания, так и без такового. Однако отсутствует порядок применения данного положения, что трудно реализовать на практике.
Необходимо предусмотреть порядок досрочного расторжения договора о предоставлении рыболовного участка в одностороннем порядке в случае неисполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем принятых по договору обязательств.
Необходимо уточнить, что в законопроекте понимается под гуманными способами осуществления любительского рыболовства и предотвращением жестокого обращения с объектами любительского рыболовства.
Законопроектом допускается участие физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в том числе общественных и религиозных организаций в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания. При этом не ясно, какими функциями и полномочиями их предполагается наделить, и как это будет реализовываться на практике.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления законопроект поддержали с учетом ряда замечаний.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам концепцию законопроекта поддерживают.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает возможным поддержать законопроект с учетом высказанных в отзыве замечаний.
Все поступившие на законопроект замечания были рассмотрены и всесторонне обсуждены, а также выработаны механизмы их учета на двух заседаниях созданной в Комитете рабочей группы по подготовке проекта федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве".
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.