Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2013 года (протокол N 74, пункт 60) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект подготовлен в целях установления общих принципов правового регулирования, организации и осуществления любительского рыболовства и определяет понятийный аппарат, порядок оказания услуг и выполнения работ в области любительского рыболовства, участников в указанной области правоотношений, а также правила, ограничения и особенности осуществления любительского рыболовства. Кроме того законопроектом вносится ряд изменений в законодательные акты, касающиеся порядка и условий осуществления любительского рыболовства.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 6 законопроекта участниками отношений в области любительского рыболовства являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Вместе с тем полагаем, что участие органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере правоотношений недостаточно урегулировано положениями законопроекта.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 14 законопроекта орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при формировании границ рыболовных участков устанавливает для каждого муниципального образования долю водных объектов в водном фонде, находящемся в границах субъекта Российской Федерации, на которых возможно осуществлять любительское рыболовство на рыболовных участках, с указанием их площади, а также долю водных объектов для осуществления любительского рыболовства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 законопроекта, составляющую не менее 90 процентов указанного в настоящей статье водного фонда. Также положениями законопроекта закреплено участие органов местного самоуправления в комиссии по формированию перечня рыболовных участков в субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 законопроекта общественный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 14 законопроекта, решений, затрагивающих предусмотренные законопроектом права и законные интересы граждан и юридических лиц, осуществляется общественными объединениями, иными юридическими лицами и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако каких-либо решений, принимаемых органами местного самоуправления в сфере любительского рыболовства, законопроектом не предусматривается.
Тем самым полагаем, что участие органов местного самоуправления только в указанных формах в правоотношениях при осуществлении любительского рыболовства недостаточно и требует существенной корректировки.
В соответствии с положениями статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся в собственности муниципального образования. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, а также установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы (часть 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации). Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Однако в тексте законопроекта указанные положения не учтены. В частности, в соответствии со статьей 15 законопроекта одной из сторон договора о предоставлении рыболовного участка может быть только орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в отношении рыболовных участков, расположенных на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не правомочен выступать стороной такого договора. Также полагаем целесообразным наделение органов местного самоуправления правом выдачи именного разрешения рыболова для осуществления любительского рыболовства на указанных рыболовных участках.
Кроме того следует отметить, что включение в перечень рыболовных участков, которые могут быть предоставлены по договору юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в пользование для оказания услуг в области любительского рыболовства, таких водных объектов, как участки морей, рек и другие открытые и (или) протяженные водоемы, представляется нецелесообразным и нарушающим общественные интересы, а также не соответствует целям и правовому смыслу рассматриваемого законопроекта. Ведение рекреационного рыболовного хозяйства на таких водных объектах юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями представляется невозможным либо весьма затруднительным.
Пунктом 3 статьи 23 законопроекта в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносится изменение, дополняющее статью 61.1 новым видом сборов - сбор за пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водных биологических ресурсов, добываемых (вылавливаемых) по именным разрешениям рыболова. Налоговые доходы от указанного сбора будут подлежать зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов. Однако следует отметить, что водные биологические ресурсы и водные объекты могут находиться в муниципальной собственности всех видов муниципальных образований, а не только муниципального района. Тем самым не ясен критерий отнесения вышеуказанного сбора только к налоговым доходам муниципального района.
Кроме того необходимо отметить, что законопроект имеет ряд замечаний юридико-технического характера и в целом нуждается в совершенствовании юридической техники.
Так, термин "объекты водных биологических ресурсов" законодательно не закреплен и требует уточнения. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 законопроекта любительское рыболовство осуществляется свободно и бесплатно с соблюдением ограничений любительского рыболовства, установленных настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 настоящей части, а также пунктом 3 части 1 настоящей статьи. Указанная в законопроекте формулировка "осуществляется свободно... с соблюдением ограничений" может привести к сложностям в правоприменительной практике. Кроме того указанные положения необходимо соотнести с положениями части 1 статьи 24 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в соответствии с которыми в настоящее время ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона. Положения части 8 статьи 14 законопроекта определяют порядок использования земельных и лесных участков для любительского рыболовства, тогда как самой проектируемой статьей определяется порядок определения и использования рыболовных участков.
Вместе с тем полагаем, что указанные замечания и предложения могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать проект федерального закона N 200303-6 "О любительском рыболовстве" с учетом высказанных замечаний и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.