Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.
Положение законопроекта об отнесении к полномочиям Российской Федерации лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (подпункт "а" пункта 5 статьи 1 законопроекта), а также пункт 1 статьи 12 проекта полагаем необходимым соотнести с частью 9 статьи 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, обращаем внимание, что согласно проектируемой статье 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (пункт 8 статьи 1 законопроекта) лицензирование данной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Абзац второй подпункта "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта, согласно которому к полномочиям Российской Федерации относится установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате которой образуются отходы, на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по нашему мнению, требуется соотнести с пунктами 3 и 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которыми федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами устанавливает порядок разработки и утверждения указанных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекты которых разрабатывают индивидуальные предприниматели и юридические лица. Аналогичное замечание относится к абзацу второму пункта 6 статьи 1 законопроекта, согласно которому установление указанных нормативов в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Абзац третий пункта 6 статьи 1 законопроекта, согласно которому к полномочиям субъектов Российской Федерации относится прием отчетности, предоставляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, полагаем необходимым согласовать с абзацем третьим подпункта "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта, устанавливающим аналогичное полномочие Российской Федерации, и пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым указанную отчетность в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляют субъекты малого и среднего предпринимательства.
В абзаце четвертом пункта 6 статьи 1 законопроекта содержится указание на то, какие вопросы должны определяться в программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а в проектируемой статье 13.2 Закона N 89-ФЗ (пункт 12 статьи 1 законопроекта) - в региональных и межмуниципальных программах в области обращения с отходами. Обращаем внимание, что утверждение программ социально-экономического развития, региональных и межмуниципальных программ является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1).
Проектируемое полномочие субъектов Российской Федерации по организации деятельности по утилизации (использованию), обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов (абзац седьмой пункта 6 статьи 1 законопроекта), а также проектируемые полномочия органов местного самоуправления по участию в указанной деятельности (пункт 7 статьи 1 законопроекта), по нашему мнению, требуют согласования с пунктом 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, а обращение с отходами включает в себя в том числе деятельность по утилизации (использованию), обезвреживанию и захоронению отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
С учетом того, что перечень полномочий органов местного самоуправления является закрытым (статья 8 Закона N 89-ФЗ), полагаем необходимым дополнить его полномочием органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по осуществлению расчета объема образования твердых коммунальных (бытовых) отходов, которое предлагается пунктом 11 статьи 1 законопроекта.
Нуждается в уточнении предлагаемое законопроектом условное наименование "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды" (пункт 13, подпункт "б" пункта 15, подпункт "а" пункта 17 статьи 1 законопроекта), исходя из распределенных функций между федеральными органами исполнительной власти в указанной сфере. Кроме того, обращаем внимание, что в статье 4.1 Закона N 89-ФЗ наименование указанного органа не меняется. Также полагаем необходимым уточнить условное наименование "федеральный орган исполнительной власти в области транспорта" (подпункт "б" пункта 15 статьи 1 законопроекта).
В связи с неопределенностью содержания полагаем необходимым редакционно уточнить абзац четвертый пункта 1 проектируемой статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (пункт 21 статьи 1 законопроекта), согласно которому обязательства производителя, импортера товаров (продукции) по утилизации (использованию) их отходов могут быть исполнены на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данного производителя, импортера.
В пункте 6 проектируемой статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ требует уточнения статус формируемого Правительством Российской Федерации Наблюдательного Совета.
В подпункте "б" пункта 1 статьи 6 законопроекта, по нашему мнению, следует уточнить, что полномочие по установлению нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации только в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. В отношении полномочия по установлению тарифов на обезвреживание и захоронение твердых коммунальных (бытовых) отходов обращаем внимание, что в подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ уже содержится полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем дополнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой части полагаем излишним.
В части изменений, вносимых в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (статья 7 проекта), отмечаем, что понятия "полномочия органов местного самоуправления" и "вопросы местного значения" не являются идентичными. Кроме того, подпункт "в" пункта 1 статьи 7 законопроекта, согласно которому органы местного самоуправления городских округов осуществляют участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов, полагаем необходимым согласовать с проектируемым подпунктом 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ (пункт 7 статьи 1 законопроекта), в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов.
В проектируемых пунктах 14 части 1 статьи 15 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) (пункты 2, 3 статьи 8 законопроекта) полагаем необходимым исключить слова "в соответствии с настоящим Федеральным законом", так как Федеральным законом N 131-ФЗ участие в организации деятельности по утилизации (использованию), обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов не регулируется.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно действующей редакции пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения помимо организации сбора и вывоза бытовых отходов относится также организация сбора и вывоза мусора, которая согласно предлагаемой законопроектом редакции из перечня вопросов местного значения муниципальных образований исключается.
В связи с новой редакцией пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ (пункт 2 статьи 8 законопроекта) в редакционном уточнении нуждается и пункт 9 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в отношении имущества, которое может находиться в собственности муниципальных районов.
По нашему мнению, предлагаемое законопроектом дополнение Федерального закона N 131-ФЗ, а также Закона N 89-ФЗ указанием на твердое агрегатное состояние коммунальных (бытовых) отходов приведет к правовой неясности в отношении компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, находящихся в жидкой форме.
В определении "твердых коммунальных (бытовых) отходов" (подпункт "е" пункта 1 статьи 1 законопроекта) не упоминаются упаковки товаров, хотя в подпункте "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта данный вид отходов указан в определении понятия "отходы производства и потребления".
В пункте 5 проектируемой редакции статьи 4 Закона N 89-ФЗ (пункт 4 статьи 1 законопроекта) используется термин "водоем", который имеет более узкое значение, чем понятие "водный объект" (см. пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 проектируемой редакции статьи 23 Закона N 89-ФЗ (пункт 19 статьи 1 законопроекта) используется понятие "отходы, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду". Полагаем, что следует соотнести данное понятие с понятием "класс опасности" отходов, примененном в Законе N 89-ФЗ.
В пункте 1 проектируемой редакции статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (пункт 21 статьи 1 законопроекта) на производителей и импортеров товаров (продукции) возлагается обязанность осуществления их утилизации. Полагаем, что данное положение требуется соотнести с положениями проектируемой редакции статьи 4 Закона N 89-ФЗ.
Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.