Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 225121-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 225121-6), принятому Государственной Думой 20 ноября 2013 года и отклоненному Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 ноября 2013 года, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам отмечает следующее.
Проект федерального закона N 225121-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Законопроект в первом чтении был принят 24 апреля 2013 года, во втором и третьем чтении 20 ноября 2013 года.
62 субъекта Российской Федерации поддержали принятие данного законопроекта, один субъект Российской Федерации не поддержал законопроект.
При доработке законопроекта были учтены все замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Законопроект направлен на совершенствование системы целевого использования земельных участков, предоставляемых из государственных или муниципальных земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Проблема, на решение которой направлены вносимые изменения, берет свое начало с 90-х годов, когда гражданам из государственной или муниципального собственности выдавались земельные участки для создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Граждане брали земельные участки для создания крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), а затем, не регистрировали свои хозяйства в установленном законом порядке. Вместе с этим, полученные гражданами земельные участки либо не использовались вовсе либо использовались не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства загородных домов.
По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФНС России по состоянию на 01.01.2013 г. зарегистрировано 141,5 тысяч КФХ, по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата по состоянию на 01.01.2013 г. число КФХ в Российской Федерации составляло 188,6 тысяч, по данным Росреестра на 01.01.2013 г. количество КФХ, получивших земельные участки для ведения фермерского хозяйства составило 259,2 тысяч. Таким образом, от 70 до 110 тысяч граждан, получивших земельные участки в собственность или в аренду, не зарегистрировались в качестве КФХ, соответственно целевое использование полученных земель крайне затруднительно. Кроме того, по данным Росреестра на 01.01.2012 г. 292 тысячи гектаров земель числятся за ликвидированными КФХ. Фактически эти земли выпали из легального оборота.
В настоящее время в законодательстве отсутствует норма, обязывающая граждан, получивших землю из государственных и муниципальных земель сельхозназначения для осуществления фермерской деятельности, регистрироваться в качестве КФХ, что зачастую приводит к росту теневой экономики не только в сельском хозяйстве, но и в смежных отраслях, а также к недополучению доходов в федеральный и муниципальные бюджеты. Фактически, многие граждане, получившие такие земельные участки, используют их для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, при этом уклоняясь от уплаты налогов и страховых платежей.
В отличие от действующего порядка, законопроект предусматривает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются только зарегистрированным КФХ для осуществления КФХ его деятельности (производство сельскохозяйственной продукции) и ее расширения. Следует отметить, что принятие закона уровняет КФХ в правах с другими субъектами предпринимательской деятельности, например, с индивидуальными предпринимателями, которым для получения права на осуществление деятельности (торговой, строительной и т.д.) необходимо сначала зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Одновременно законопроект предоставляет гражданам право подавать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения КФХ до его регистрации. Однако, предоставление самой земли в собственность или аренду возможно только после государственной регистрации КФХ.
Законопроект не затрагивает вопросов регистрации и перерегистрации КФХ и не влечет ограничений прав граждан на создание КФХ. Он также не содержит норм обратной силы, которые могли бы негативно повлиять на деятельность действующих КФХ и личных подсобных хозяйств, получивших землю для ведения КФХ.
Принятие закона будет способствовать упорядочению земельных отношений, обеспечению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствию нелегальному распоряжению земельными участками, увеличению доходной части местных бюджетов, а значит, и развитию сельских территорий в целом.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять его в ранее принятой Государственной Думой редакции.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.