Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 248357-5 "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении порядка налогообложения налогом на прибыль организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов),
внесенному депутатами Государственной Думы С.В. Чижовым, Н.С. Максимовой Н.П. Аброськиным, Т.О. Алексеевой, а также С.И. Штогриным в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на устранение коллизии налогового законодательства, которая заключается в следующем.
В соответствии с действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) средства сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии использования по назначению и ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса). При этом, расходы, произведенные за счет такого целевого финансирования, также не учитываются в целях налогообложения прибыли (пункт 17 статьи 270 Налогового кодекса).
В то же время, согласно этой же норме статьи 251 Налогового кодекса к средствам целевого финансирования может быть отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Однако законодательством Российской Федерации сборы за аэронавигационное обслуживание к средствам целевого финансирования не отнесены. Соответственно, законодательно не определен также и порядок расходования указанных средств. В связи с чем, вышеуказанные нормы Налогового кодекса в настоящее время не могут быть реализованы организациями, оказывающими услуги по аэронавигационному обслуживанию.
Для устранения данной коллизии законопроектом предлагается внести изменения в действующую редакцию статьи 251 Налогового кодекса в части уточнения перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Авторы законопроекта предлагают признать утратившим силу абзац восемнадцатый подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, которым предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде полученных налогоплательщиком в рамках целевого финансирования средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
При этом пункт 1 указанной статьи Налогового кодекса предлагается дополнить подпунктом 45, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации (независимо от того, на какие цели они израсходованы), а также в виде средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за аэронавигационное обслуживание.
Одновременно предлагается дополнить перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения (новый пункт 48.16 статьи 270 Налогового кодекса), расходами, связанными с аэронавигационным обслуживанием полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, а также расходами, понесенными за счет средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за аэронавигационное обслуживание.
В связи с этим отмечается, что положения нового подпункта 45 пункта 1 статьи 251 и пункта 48.16 статьи 270 Налогового кодекса нуждаются в согласовании.
В частности, в рамках нового подпункта 48.16 статьи 270 Налогового кодекса следует уточнить, что в перечень расходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются не любые расходы, связанные с аэронавигационным обслуживанием полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, а расходы, осуществленные за счет средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 248357-5 "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенного в настоящем заключении замечания.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.