Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 351284-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства, касающегося специальных учреждений в сфере миграции)",
внесенному депутатами Государственной Думы Р.Д. Курбановым, И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским и М.М. Бариевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Правовое управление, изучив представленный законопроект, сообщает следующее.
Предлагаемая редакция пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) не учитывает изменения, внесенные Федеральным законом от 03 декабря 2012 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагаем, что предлагаемые изменения статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ нуждаются в согласовании с проектом федерального закона N 388064-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации)", в части полномочия судебных приставов по препровождению иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в помещения органов внутренних дел. Также проектируемые изменения нуждаются в соотнесении со статьями 12, 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", в части отсутствия полномочия по доставке и дополнительному сопровождению иностранных граждан у полиции.
Кроме того, проектируемый пункт 9.2 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ требует согласования с частью 3 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в соответствии с которой основанием для помещения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение является постановление судьи, а не решение руководителя федерального органа исполнительной власти.
Нуждаются в уточнении положения пункта 1 новой статьи 35.4 Федерального N 115-ФЗ, согласно которому Кодексом устанавливаются права и обязанности иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях.
Как представляется, изменения, предлагаемые в Кодекс в части уточнения обозначения специальных учреждений, следует также внести в статью 18.18 Кодекса (с учетом редакции статьи 4 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии", вступающей в силу с 1 января 2014 года).
В новой редакции пункта 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса следует исключить слова "до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации", поскольку статья 27.1 содержит перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, но не регламентирует порядок их применения.
Новую часть 3 статьи 18.18 Кодекса в части порядка и условий пребывания иностранных граждан в специальных учреждениях следует согласовать с пунктом 6 новой статьи 35.2 указанного Федерального закона, в котором говорится об условиях и порядке содержания иностранных граждан в специальных учреждениях. Кроме того, в части 3 следует указать также лиц без гражданства.
Предлагаемое пунктами 1 и 2 статьи 3 законопроекта дополнение частей 2 и 3 статьи 109.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) словами "и помещении указанного лица в специальное учреждение" следует согласовать с частью 2 статьи 32.9 Кодекса, в которой идет речь об исполнении постановления судьи только о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства, а не о помещении указанных лиц в специальные учреждения наряду с принудительным выдворением, как это предлагается проектом. Также отмечаем, что "помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства" в соответствии с Главой 27 Кодекса является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Поскольку в статье 27.19 Кодекса уже урегулирован порядок помещения и содержания в специальном учреждении иностранных граждан и лиц без гражданства, а также определен субъект, на которого возложено исполнение постановления судьи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, нуждается в дополнительном обсуждении проектное предложение о дополнении Федерального закона N 229-ФЗ аналогичными положениями.
Пунктом 3 статьи 3 проекта статью 109.1 Федерального закона N 229-ФЗ предлагается дополнить новой частью 3.1, в которой предусматривается оформление передачи иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, а также убытия указанных лиц из специального учреждения для препровождения до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В этой связи отмечаем, что в представленной редакции норма не содержит указания на субъектов (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав), в обязанности которых будет входить совершение указанных действий, а также не ясна необходимость в составлении двухстороннего акта при передаче иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, расположенное на территории Российской Федерации.
Относительно предложения проекта о внесении изменения в абзац пятый статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (подпункт "а" пункта 1 статьи 5 проекта) о замене слов "временном размещении" на слово "помещении", полагаем возможным обратить внимание на наличие в Главе 26.1 ГПК РФ (как в наименовании самой главы, так и в наименовании и содержании статей данной главы) слов "временное размещение", которые проектом не предлагается изменить.
Обращаем внимание, что текст законопроекта нуждается в доработке с учетом подготовленного к принятию Государственной Думой во втором чтении законопроекта N 378362-6. Также полагаем, что регулирование ряда вопросов, в частности, правила внутреннего распорядка специальных учреждений, могло бы найти отражение не в Федеральном законе 115-ФЗ, а в постановлениях Правительства Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение на 2 листах.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.