Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на законопроект N 355250-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 355250-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и отмечает.
Законопроект предусматривает процедуру административного обжалования действий государственных и муниципальных органов при нарушении ими порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений, введение административной ответственности для должностных лиц, полномочие антимонопольного органа по контролю за соблюдением государственными и муниципальными органами законодательства в области строительства и земельных отношений.
Законопроект внесен в целях улучшения предпринимательского климата и устранения необоснованных административных барьеров, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции.
Статья 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в которую предлагается внести изменения, содержит порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по их результатам.
Законопроектом предлагается распространить полномочия антимонопольного органа на рассмотрение жалоб на решения (действия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных уполномоченных органов или организаций, должностных лиц в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В частности, могут быть обжалованы незаконный отказ в приеме документов, предъявление незаконных требований к заявителю и документам, нарушение сроков осуществления полномочий, принятие решений при отсутствии оснований. Указанные решения (действия) обжалуются лицом, права которого нарушены.
При рассмотрении жалобы антимонопольный орган наделяется правом запрашивать дополнительные сведения, по итогам рассмотрения - направляет уполномоченным органам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений.
Одновременно вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми предусматривается административная ответственность за вышеуказанные решения (действия) должностных лиц уполномоченных органов. Нарушения влекут предупреждение или штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а за повторные действия от 10 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацию.
Следует отметить, что перечень полномочий, решения (действия) при осуществлении которых можно обжаловать, необходимо уточнить в рамках второго чтения в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства. Данное замечание высказано в заключениях комитета-соисполнителя и Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что Государственной Думой принят в первом чтении законопроект N 368542-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положения которого необходимо будет также учесть при доработке рассматриваемого законопроекта.
В соответствии с действующим законодательством срок, в течение которого антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу, составляет 7 дней, однако законопроектом предусматривается возможность продления указанного срока еще на 7 дней дополнительно, в случае необходимости рассмотрения иных, не являющихся предметом обжалования полномочий. При чем, указанный срок продляется для рассмотрения каждого полномочия в отдельности.
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на период рассмотрения жалобы торги приостанавливаются. С учетом предлагаемых изменений появится возможность приостанавливать торги на неограниченный срок, что может использоваться недобросовестными участниками торгов в корыстных целях.
В целях исключения дублирования функций антимонопольного органа и иных уполномоченных органов законопроектом предусматривается внесение изменения в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", устанавливающего исключение из общего порядка обжалования решений (действий) органов и должностных лиц, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, для нарушений в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Учитывая, что законопроект направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении уполномоченными органами полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений, Комитет поддерживает концепцию и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с последующей доработкой в рамках второго чтения.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.