Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 380323-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 380323-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, С.В. Чиндяскиным, Н.Н. Ивановым и сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования механизмов защиты общества от противоправной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"), содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (далее - противоправная информация).
Законопроект является актуальным, так как реагирует на ежегодный поступательный рост числа преступлений экстремистской и террористической направленности и направлен на реализацию отдельных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающей "предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия; совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма; принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма".
В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой статьей 15.3, определяющей порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим противоправную информацию.
Вместе с тем, частью 1 статьи 15.3 законопроекта предусматривается, что Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители вправе обращаться с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим противоправную информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - уполномоченный орган).
Определяя в законопроекте в качестве субъектов реагирования на распространение противоправной информации только Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, по мнению Комитета, исключаются возможные злоупотребления при реализации проектируемой нормы.
Учитывая особую общественную опасность преступлений, совершаемых путем призывов к массовым беспорядкам, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, Комитет считает целесообразным в части 4 проектируемой статьи 15.3 законопроекта словосочетание "в течение одного рабочего дня" заменить словосочетанием "в течение суток" или словом "незамедлительно", которое уже содержится в проектируемой статье законопроекта.
Положения проектируемой статьи 15.3 законопроекта, касающиеся обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"), информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, представляются излишними, так как данный порядок обнаружения и запрета уже регламентирован статьями 12 и 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". То есть, статьей 12 Закона уже предусматривается запрет на распространение на распространение экстремистских материалов в сетях связи общего пользования (в том числе и в сети Интернет), а статьей 13 определяется, что материалы могут быть признаны экстремистскими только по решению суда. В соответствии с уже установленной действующим законодательством Российской Федерации порядком после судебного решения о признании материалов экстремистскими сведения вносятся в Федеральный список экстремистских материалов. В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, запрещенной на территории Российской Федерации. Одновременно с этим, статьей 280 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Понимая, что законопроект пытается решить очень актуальную проблему ограничения доступа к запрещенной информации, не включенной в ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Комитет считает нецелесообразным включение в проектируемую статью 15.3 законопроекта положений, регулирующих порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Комитет разделяет позицию авторов данной законодательной инициативы, через которую создается реально работающий механизм защиты общества от противоправной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет").
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию проекта федерального закона N 380323-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона) и рекомендует Государственной Думе принять его в перовом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.