Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 266150-6 "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части установления обязательной формы одежды для учащихся общеобразовательных организаций)
(внесен депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, И.Ю. Дроздовым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 266150-6 "О внесении изменений в статью 63 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления обязательной формы одежды для учащихся общеобразовательных организаций), внесенный депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, И.Ю. Дроздовым (далее - законопроект).
Авторы законопроекта предлагают внести изменение в статью 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части закрепления за Правительством Российской Федерации полномочия по установлению всех общеобразовательных организаций Российской Федерации формы одежды обучающихся, правил ношения и единых требований к ней.
Комитет считает важным продолжение совершенствования нормативного правового регулирования установления требований к одежде обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Установление требований к одежде обучающихся является важным фактором их воспитания, формирования у обучающихся чувства принадлежности к своей общеобразовательной организации, повышения психологического настроя на активное освоение образовательной программы, устранения возможных проявлений социального и имущественного различий между обучающимися, укрепления их сплоченности и дисциплины. Формирование культуры в одежде - необходимый атрибут образовательного процесса в общеобразовательных организациях, помогающий решать возрастные и психологические проблемы обучающихся, укреплять общий имидж общеобразовательной организации.
Вместе с тем Комитет отмечает, что концепция законопроекта, основанная на установлении на федеральном уровне единых для всех общеобразовательных организаций страны требований к форме одежды и правилам ее ношения не соответствует концепции Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", принципиальной основой которой было создание пространства возможностей для всех образовательных организаций и участников образовательных правоотношений, позволяющего в максимальной степени учитывать особенности деятельности образовательной организации при обеспечении единства образовательного пространства страны. Комитет полагает, что решение вопроса о введении требований к одежде обучающихся общеобразовательных организаций должно осуществляться всеми участниками образовательного процесса (органы общественно-государственного управления общеобразовательной организацией включают в себя: совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет), учитывать возможности малообеспеченных и многодетных семей. На данное несоответствие также указано в заключении Правового управления Государственной Думы.
Авторы законопроекта предлагают закрепить полномочие Правительства Российской Федерации по установлению для обучающихся общеобразовательных организаций формы одежды обучающихся, правил ношения и единых требований к ней в статье 63 Федерального закона N 273-ФЗ. В то же время указанная статья регулирует совершенно иные вопросы общего образования, в которых раскрываются концептуальные понятия системы общего образования, программы общего образования и их преемственность, формы получения общего образования. В связи с этим вносимое законопроектом в указанную статью федерального закона изменение, касающееся формы одежды, не будет соответствовать содержанию статьи 63 в целом.
В законопроекте отсутствует норма о внесении изменений в часть 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ, в то время как п. 18 части 3 указанной статьи установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.
Представленный законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
В соответствии с п. 3 статьи 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из поступивших отзывов указанный законопроект поддерживают 4 органа государственной власти субъектов Российской Федерации, против принятия - 1.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает представленный проект федерального закона отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.