Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 302740-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по подбору и передаче уполномоченному федеральному органу исполнительной власти зданий с прилегающими земельными участками в целях размещения в них специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства),
внесенный членом Совета Федерации А.И. Александровым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 9 сентября 2013 года (протокол N 112, пункт 105) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 302740-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по подбору и передаче уполномоченному федеральному органу исполнительной власти зданий с прилегающими земельными участками в целях размещения в них специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства), внесенный членом Совета Федерации А.И. Александровым.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции подпункт 76 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и установить, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет отнесено решение вопроса по подбору и передаче федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, в том числе по охране и обеспечению безопасности содержащихся в них лиц, установленным Правительством Российской Федерации.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Предлагаемая автором законодательной инициативы редакция указанного подпункта предполагает расширение перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере миграции, включив в него прилегающие к зданиям земельные участки. Одновременно с этим предлагается исключить возможность передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации помещений в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вносимое изменение обосновывается автором в пояснительной записке необходимостью соблюдения прав помещаемых в специальное учреждение иностранных граждан на содержание в условиях, позволяющих обеспечить охрану их здоровья, а также необходимостью принятия со стороны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции, мер организационного и технического характера, препятствующих самовольному оставлению такими лицами специального учреждения.
При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность их самовольного оставления.
Вместе с тем по информации Федеральной миграционной службы средний срок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях, в том числе престарелых и несовершеннолетних, в среднем составляет от 2 до 6 месяцев. Продолжительность нахождения лиц в специальных учреждениях связана с длительными сроками оформления дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями свидетельств на возвращение в страны их гражданской принадлежности.
В связи с этим, до исполнения решений судов об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации, а также решений о депортации или реадмиссии, иностранные граждане могут содержаться в специальных учреждениях длительное время.
При этом выполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований по передаче под специальные учреждения зданий с прилегающими к ним земельными участками, позволит обеспечить соблюдение предусмотренных статьей 7 Конституции Российской Федерации прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях, на охрану здоровья, выражающееся в возможности организации прогулок вне зданий в условиях, исключающих их самовольное оставление.
Одновременно будет соблюден содержащийся в части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации принцип равенства прав иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами Российской Федерации, в части обеспечения их конституционных прав.
Вместе с тем по предложенной редакции подпункта 76 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ имеется ряд существенных недостатков.
Так предлагаемая законопроектом редакция не учитывает изменения, внесенного Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии", согласно которому в специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации содержатся и иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие реадмиссии.
Также нуждается в уточнении условное наименование федерального органа исполнительной власти, используемое в законопроекте.
При этом полагаем, что предлагаемое автором законодательной инициативы изменение возможно путем дополнения и исключения слов из текста указанного подпункта, а не путем его изложения в новой редакции.
Кроме того необходимо отметить, что, по мнению профильного комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, предлагаемое законопроектом изменение может вызвать существенные затруднения при исполнении данного полномочия, учитывая, что к настоящему времени органы государственной власти многих субъектов Российской Федерации уже выполнили данное полномочие. Также вызывает озабоченность вопрос о необходимости вследствие исключения возможности передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции помещений (наряду или вместо зданий) произвести замену уже переданных помещений на здания с прилегающими к ним земельными участками. По этим основаниям профильный комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не поддерживает рассматриваемый законопроект.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные замечания и предложения могут быть доработаны и учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе поддержать концепцию проекта федерального закона N 302740-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.