Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 339803-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части полномочий по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа, введения института общественных обсуждений, установления случая досрочного прекращения полномочий депутата, а также уточнения отдельных положений), несенному Законодательным Собранием Пензенской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 октября 2013 года (протокол N 118, пункт 118) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 339803-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Пензенской области.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" касающихся муниципального земельного контроля, полномочий по установлению тарифов на перевозки, введения института публичного обсуждения, введения нормы об отстранении главы муниципального образования в связи с утратой доверия и детализации формы правовых актов, принимаемых иными органами местного самоуправления.
1. Пунктами 1 и 2 статьи 1 проекта предлагается внести изменения в пункт 20 части 1 статьи 14 и пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ заменив слова "осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель" словами "осуществление муниципального земельного контроля за землями".
Изменение обосновывается авторами необходимостью согласования формулировок полномочий со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, как вызывающих противоречие.
По мнению Комитета, данные формулировки не вступают в противоречие, так как согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Более того формулировка "использование земель" применяется в земельном законодательстве неоднократно, например, в главе XII Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, термин "использование земель", наличествующий в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в полной мере соответствует земельному законодательству, а приведенное в пояснительной записке обоснование не является достаточно корректным.
2. Пунктом 3 статьи 1 проекта предлагается внести изменения, дополнив часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ новым пунктом 4.4 , предусматривающим, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются полномочием по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа.
По мнению авторов, это позволит ввести единообразный подход в установлении провозной платы (тарифа) за перевозку пассажиров в одном и том же виде транспорта, исходя из того, что в настоящее время данными полномочиями наделены, как органы местного самоуправления в отношении муниципальных перевозчиков, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении частных перевозчиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Указанное предложение проекта вызывает серьезные сомнения, так как передача тарифного регулирования перевозок с регионального на местный уровень как раз и повлечет отсутствие единообразия в тарифной политике в рамках региона.
Кроме того, следует учитывать, что проектом не затронут вопрос о возмещении выпадающих доходов хозяйствующим субъектам от перевозки льготных категорий граждан, которое осуществляется за счет региональных бюджетов. Иными словами, в случае принятия данного изменения, решения органов местного самоуправления, например, по установлению низких тарифов для населения, повлекут расходы региональных бюджетов на компенсацию потерь в доходах перевозчика по оплате проезда льготных категорий граждан.
Помимо того, исходя из текста проекта и пояснительных материалов не ясно, на каком основании указанные полномочия должны быть установлены только для городских округов.
3. Пунктом 4 статьи 1 проекта предлагается внести изменения, дополнив Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ новой статьей, устанавливающей, что для обсуждения вопросов, значимых для населения муниципального образования, могут проводиться общественные обсуждения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся, в том числе, по инициативе населения.
Иными словами перечень вопросов местного значения, по которым могут быть проведены публичные слушания не является императивно исчерпывающим, на публичных слушаниях по инициативе граждан может быть обсужден любой вопрос местного значения или признанный таковым.
Более того, согласно частям 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Кроме того, исходя их конституционных принципов, граждане имеют право собираться самостоятельно и обсуждать любые вопросы, в том числе местного значения, без какого-либо государственного регламентирования.
Иными словами, внесение данного изменения является явно излишним.
4. Пунктом 5 статьи 1 проекта предлагается внести изменения, дополнив статью 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ новой частью 9.2, предусматривающей, что полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Вместе с тем, частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уже предусмотрен перечень случаев, в которых лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Кроме того, согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Иными словами, данный вопрос в полной мере урегулирован действующим законодательством, а внесение дополнения является излишним.
5. Пунктом 6 статьи 1 проекта предлагается изложить в новой редакции часть 7 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, детализировав вопросы по которым могут быть изданы муниципальные правовые акты иных органов местного самоуправления (помимо представительного органа муниципального образования, местной администрации, контрольно-счетного органа).
Предложение обосновывается тем, что в части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ упоминаются правовые акты иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Иными словами, полномочия, сфера деятельности и другие вопросы функционирования "иных органов местного самоуправления" определяются уставом муниципального образовании в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, исходя из их предназначения.
Учитывая, что порядок передачи государственных полномочий подробно регламентирован главой 4, а система муниципальных актов подробно описана главой 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, предлагаемая проектом детализация с разделением видов актов на издаваемые по вопросам местного значения и издаваемые по вопросам переданных государственных полномочий является излишней.
В дополнение к данному вопросу, необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется местная администрация, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, а не "иные органы местного самоуправления".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.