Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Предусмотренные законопроектом нормы позволят укрепить платежную дисциплину населения, бюджетных организаций и промышленных потребителей, заставят их надлежащим образом относиться к своим обязательствам по оплате потребляемой электроэнергии.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, то есть фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций. При этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.
Сегодня ежедневная пеня за просрочку составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что соответствует приблизительно 9 процентам годовых. Правительство Российской Федерации предлагает повысить так называемую законную неустойку до 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа, а это почти 18 процентов в годовом исчислении. Предусмотренный законопроектом размер пени близок к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителя. Сегодня рыночные ставки краткосрочных кредитов на срок от 1 до 3 месяцев без обеспечения находятся в диапазоне 14-32 процентов.
В то же время, по мнению Комитета, необходимо предусмотреть дифференциацию предлагаемого законопроектом размера неустойки за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг в зависимости от периода накопленной задолженности, если такими потребителями являются граждане.
Также Правительство Российской Федерации предлагает усиление финансовой и административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и, как следствие, безучетное потребление электроэнергии. Законопроектом предполагается поднять верхнюю границу штрафа для населения с 2 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - с 4 до 200 тысяч рублей. Штрафы для юридических лиц вместо действующих 30-40 тысяч рублей в случае принятия законопроекта вырастут до 100-300 тысяч рублей.
Законопроектом также предусматриваются нормы, направленные на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям (так называемые "неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.
По мнению Комитета, при доработке законопроекта необходимо предусмотреть разделение "неотключаемых" потребителей на социально значимых потребителей, в отношении которых применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления и потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к неблагоприятным (в т.ч. экологическим) последствиям, а также установление обязанности утверждения таких категорий возложить на Правительство Российской Федерации по всем видам ресурсов. При этом обязанность утверждения перечня социально значимых потребителей, в отношении которых применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, возложить на органы власти субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день, по мнению Комитета, назрела острая необходимость перехода к введению новых механизмов стимулирования платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Необходимо на законодательном уровне предусмотреть требования ко всем организациям, включая ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и др., о необходимости гарантий по оплате потребленных энергоресурсов. Необходимо также предусмотреть, как инструмент обеспечения исполнения обязательств по оплате потребленных коммунальных услуг, механизм авансового платежа, стимулируя потребителей к исполнению своих обязательств.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" и рекомендует его к принятию в первом чтении с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.