Письмо Заместителя секретаря Общественной палаты РФ от 23 апреля 2013 г. N 4ОП-3/825
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений".
Направляем заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы указанного законопроекта.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
В.В. Гриб |
Заключение Общественной палаты РФ
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений"
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений" (далее - законопроект).
Законопроект разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", в котором предусматривается до января 2013 года обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
При подготовке заключения были учтены предложения и замечания представителей Российской Гильдии риэлторов, Некоммерческого партнерства "Российская Ассоциация нанимателей жилья", строительных организаций,научного сообщества.
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях восполнения пробела правового регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений. В настоящее время отсутствует специальное законодательное регулирование правоотношений в области найма жилых помещений, в которых наймодатель не преследует цели извлечения прибыли, в той или иной мере решает социальные вопросы, однако складывающиеся правоотношения не могут быть урегулированы в рамках договора социального найма жилого помещения.
Частью 5 статьи 19.1 законопроекта предусматривается, что "предоставление во владение и (или) пользование гражданам жилых помещений в наемном (арендном) доме на основании различных видов договоров из указанных в части 4 настоящей статьи не допускается". Из проектируемой статьи следует, что в одном наемном (арендном) доме не могут проживать одновременно граждане, на основании следующих видов договоров:
1) договор найма жилого помещения;
2) краткосрочный договор найма жилого помещения;
3) договор некоммерческого найма жилого помещения;
4) краткосрочный договор некоммерческого найма жилого помещения;
5) договор социального найма жилого помещения;
6) договор найма специализированного жилого помещения.
По мнению Общественной палаты Российской Федерации, указанное ограничение представляется нецелесообразным. Предлагается предусмотреть возможность предоставления во владение и (или) пользование гражданам жилых помещений в наемном (арендном) доме на основании различных видов вышеуказанных договоров.
Общественная палата Российской Федерации предлагает урегулировать проблемы множественности форм некоммерческого найма, предусмотренных законопроектом, и рассмотреть необходимость развития института субсидируемого найма, в том числе для малоимущих граждан, стоящих на очереди и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законопроектом в статье 109.3 предусматривается, что "наймодателями по договору некоммерческого найма жилого помещения могут быть:
1) орган государственной власти, орган местного самоуправления или организация, уполномоченная выступать наймодателем такого жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда от имени собственника такого жилого помещения;
2) некоммерческая организация, являющаяся собственником такого жилого помещения и созданная органом государственной власти или органом местного самоуправления;
3) иное лицо в случаях, установленных федеральным законом.
Общественная палата Российской Федерации отмечает, что перечень субъектов, выступающих в качестве наймодателя, должен быть расширен. В пояснительной записке приводится пример, когда наймодателем выступает частное лицо (например, работодатель), предоставляющий жилые помещения для своих сотрудников. В этой связи правоотношения, складывающиеся в результате заключения договоров социального найма, возникнуть не могут, требуется специальное регулирование правоотношений некоммерческого найма. Предлагается предусмотреть в качестве наймодателя по договору некоммерческого найма жилого помещения коммерческие организации.
Часть 1 статьи 109.4 законопроекта устанавливает, что "жилые помещения по договору некоммерческого найма предоставляются гражданам, отвечающим указанным в частях 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса условиям, которые не признаны и не имеют оснований быть признанными малоимущими в соответствии с установленным настоящим Кодексом порядком и доходы и стоимость имущества которых и совместно проживающих с ними членов семьи, определенные в с соответствии с требованиями части 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не превышают установленного в соответствии с частями 3 или 4 настоящей статьи уровня, а также гражданам, указанным в частях 2 и 6 настоящей статьи".
Проектируемая норма ограничивает права малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоящих на очереди на улучшении жилищных условий. Предлагается расширить действие указанной нормы на малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выразивших желание заключить договор некоммерческого найма. Представляется, что субсидированный некоммерческий найм для малоимущих граждан позволит в значительной степени решить многолетние проблемы очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предлагается внести в законопроект, по аналогии с полисом обязательного медицинского страхования, понятие "индивидуальный сертификат (полис) найма жилья", обеспечивающего на заданный срок полную или частичную компенсацию (субсидирование) найма жилого помещения данным гражданином (семьей). Решение о выдаче полиса (о предоставлении субсидии на наем жилья) принимается органом местного самоуправления того субъекта Российской Федерации, в котором фактически проживает гражданин (семья).
Общественная палата Российской Федерации обращает особое внимание на категорию граждан (семей), не имеющих регистрации по месту фактического жительства и лишенных возможности улучшить свои жилищные условия в рамках жилищных программ субъектов Российской Федерации. Предлагаем установить законом, что субсидирование найма жилья гражданами (семьями) льготных категорий обеспечивается бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетом Российской Федерации на принципе софинансирования, исходя из безусловной конституционной гарантии права граждан Российской Федерации на жилище.
Кроме того, Общественная палата Российской Федерации считает необходимым предусмотреть нормы, регламентирующие механизмы строительства жилищного фонда некоммерческого использования на условиях государственно-частного партнерства, включая меры поддержки предоставления государственных (муниципальных) гарантий по заселению части жилых помещений, безвозмездное выделение земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, налоговые льготы. Рекомендуется также предусмотреть механизмы коммерческой аренды государством и муниципальными образованиями жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, с целью их предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Учитывая высокую значимость проекта федерального закона N 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений", Общественная палата Российской Федерации поддерживает его принятие с учетом указанных замечаний и предложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Заместителя секретаря Общественной палаты РФ от 23 апреля 2013 г. N 4ОП-3/825
Текст письма официально опубликован не был