Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 434428-6 "О внесении изменения в статью 104 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В Главе 13 "Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования" имеется статья 104, которая описывает механизм образовательного кредитования. При этом закрепляется положение о том, что в Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Однако, следующая часть 4 статьи 104 Федерального закона говорит о том, что условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ, действительно, своими постановлениями определило и условия, и размеры, и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования. Но все условия, размеры и порядок были установлены Правительством РФ в рамках эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам.
Данный эксперимент начинался до вступления в силу Федерального закона, а заканчивается уже после этого (см. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 года N 534 "О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию"). Условия эксперимента были изменены Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2009 года N 699, а затем Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 года N 702. В соответствие с ними эксперимент был рассчитан на период с 1 сентября 2009 года по 31 декабря 2013 года.
Данные постановления Правительства РФ значительно сужали положения Федерального закона, поскольку в них было дано определение образовательному кредиту, под которым понимались "денежные средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые заемщику банком - участником эксперимента с целью оплаты получаемых впервые образовательных услуг по основным образовательным программам высшего профессионального образования по очной форме обучения, которые оказывает заемщику вуз на основании договора о предоставлении платных образовательных услуг".
Таким образом, несмотря на то, что Федеральный закон предусматривает государственную поддержку образовательного кредитования без указания формы обучения, постановлениями Правительства РФ было закреплено предоставление образовательных кредитов только студентам, получающим высшее или среднее профессиональное образование по очной форме обучения.
Данная программа, скорее всего, будет заменена Правительством Российской Федерации на другую подобную ей, поскольку до вступления в силу Федерального закона государственная поддержка предоставлялась только студентам высших учебных заведений и касалась только платы за обучение.
Впрочем, анализ данной экспериментальной программы показал, что ее эффективность оказалась очень невысока. По данной программе поддержку получили менее 1 % студентов.
В настоящее время из 7,6 млн. российских студентов почти половина (3,5 млн.) учится на платных отделениях высших учебных заведений. А получают государственную поддержку только 10 тыс. студентов.
Кроме того, данная программа не распространялась на студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения.
Данный законопроект предлагает закрепить в Федеральном законе право на получение образовательного кредита не только для студентов, обучающихся по очной форме обучения, но также для вечерников и заочников. Это значительно расширит возможности молодых российских граждан на получение необходимого образования вне зависимости от формы обучения.
Законопроект направлен на обеспечение прав граждан России на образование, закрепленное статьей 43 Конституции Российской Федерации, и на совершенствование российского законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.