Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 435711-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций" разработан в целях установления единого правового регулирования вопросов использования символики некоммерческими организациями.
Для достижения указанных целей законопроектом предлагается внесение изменений в действующее законодательство, направленных на расширение перечня видов символики, исключение необходимости государственной регистрации символики некоммерческих организаций, а также установление единообразных требований к порядку использования символики некоммерческими организациями.
Федеральными законами "Об общественных объединениях" и "О политических партиях" общественным объединениям и политическим партиям предоставлено право иметь символику. При этом в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе иметь лишь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, что ущемляет права некоммерческих организаций на использование иных видов символики.
Законопроект предлагает расширение перечня видов символики некоммерческих организаций, что позволит им использовать весь ее спектр, ранее доступный только общественным объединениям и политическим партиям.
Государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений осуществлялась с 2007 года Федеральной регистрационной службой, а с июля 2008 г. - Минюстом России в соответствии с подпунктом 30.9 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.
По данным Минюста России, в настоящее время зарегистрирована символика только 1,5% созданных в Российской Федерации некоммерческих организаций.
Следует отметить, что исключение необходимости государственной регистрации символики некоммерческих организаций не лишает некоммерческие организации, использующие в своей символике средства индивидуализации, возможности на добровольной основе зарегистрировать объекты интеллектуальной собственности в целях их правовой защиты в Роспатенте.
Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при использовании некоммерческими организациями своей символики проводится Минюстом России в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и их учредительным документам.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что государственная услуга по государственной регистрации символики некоммерческих организаций не относится к числу востребованных, а сама функция является избыточной функцией Минюста России.
В связи с этим законопроект предполагает отказ от государственной регистрации символики некоммерческих организаций. Одновременно законопроектом предусматривается требование о включении описания символики (при ее наличии) в учредительные документы, представление которых является необходимым для государственной регистрации некоммерческих организаций.
Законопроект также предусматривает, что учредительные документы и символика некоммерческих организаций будут приводиться в соответствие с новыми положениями Федерального закона "Об общественных объединениях" и Федерального закона "О некоммерческих организациях" при первом изменении учредительных документов некоммерческих организаций.
Таким образом, законопроект, с одной стороны, восполняет пробел в законодательстве Российской Федерации, а с другой - направлен на разрешение правовых коллизий, устранение противоречий, возникающих при рассмотрении вопросов о символике некоммерческих организаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций" потребуется внесение изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, в части исключения подпункта 30.9 пункта 7, а также признание утратившим силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 10 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений" (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2012 г., регистрационный N 23406).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.