Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 166411-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(в части определения условий по ограничению роста оптовых цен и уточнения отдельных положений по антимонопольному регулированию торговой деятельности),
внесенный Курской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 166411-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части определения условий по ограничению роста оптовых цен и уточнения отдельных положений по антимонопольному регулированию торговой деятельности), внесенный Курской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), которые направлены на совершенствование общественных отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю посредством организации торговых сетей, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров.
В частности, пунктом 1 ст. 1 законопроекта предлагается внести изменение в ч. 5 ст. 8 Федерального закона, на основании которого допускается установление предельно допустимых оптовых цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
Действующим положением ч. 5 ст. 8 Федерального закона установлено, что в случае, если в течение 30 календарных дней на территории отдельного субъекта Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 календарных дней. Данная норма вводилась с целью гарантированной защиты граждан от спекулятивного роста цен на продукты питания, от сговора и иных недобросовестных действий хозяйствующих субъектов. Поскольку в закрытый перечень методов государственного регулирования торговой деятельности не входит такой метод, как государственное регулирование цен (наценок), то предполагалось, что применяться данная норма будет в исключительных случаях.
Помимо этого, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров _" установлено, что проводится мониторинг и еженедельный макроэкономический анализ состояния розничных цен в регионах на продовольственные товары, который осуществляет Минэкономразвития России. Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решение об ограничении розничных цен принимается Правительством Российской Федерации только после проведения анализа ситуации во всех звеньях товаропроводящей цепочки, в том числе в оптовом звене, и выявления на основе такого анализа причин роста розничных цен на определенный вид продовольственного товара.
Поэтому в случае, если рост розничных цен вызван объективными обстоятельствами и экономически обоснован, например, в силу чрезвычайных природных явлений - засухи, затоплений и т.д., то розничные цены не ограничиваются, а применяются иные механизмы государственной поддержки нуждающихся граждан. Если же выявляются злоупотребления, направленные на искусственное завышение цен, то пресекать эту недобросовестную деятельность призваны антимонопольные или правоохранительные государственные органы.
Пунктом 2 ст. 1 законопроекта предлагается исключить п. 6 ст. 9 Федерального закона.
Комитет не поддерживает данное предложение в связи с тем, что введение запрета на включение в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения за исполнение и (или) изменение условий договора является концептуальным аспектом Федерального закона. Принятие такого положения было обусловлено наличием значительного количества злоупотреблений со стороны торговых сетей и существующей практикой навязывания поставщикам выгодных для торговых сетей условий договора поставки.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 13 Федерального закона, определяющую антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. Антимонопольные правила предлагается распространить на осуществляющих торговую деятельность хозяйствующих субъектов, которые на рынке занимают доминирующее положение. При этом применение антимонопольных правил ограничивается рамками взаимоотношений хозяйствующих субъектов по договору поставки.
Комитет также не поддерживает данное предложение и считает законопроект в этой части противоречащим концепции Федерального закона.
Следует отметить, что статьей 14 Федерального закона установлено ограничение для торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, на приобретение (аренду) дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности при условии, если доля торговой сети в регионе (муниципальном районе, городском округе) превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год.
Тогда как доминирующим в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Кроме этого, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.
Таким образом, предложения законопроекта противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции" и приводят к внутренним противоречиям Федерального закона.
Кроме этого, принимая во внимание большое значение торговой сферы для регионального развития не только как экономического фактора, но и как фактора, обеспечивающего социальную стабильность в регионе (обеспечение жителей продовольствием), Федеральным законом ставилась задача формирования конкурентной среды в торговой сфере для обеспечения беспрепятственного доступа на потребительский рынок новых субъектов торговой деятельности. Обеспечить эффективную конкурентную среду было возможно, предотвратив начавшуюся к моменту принятия Федерального закона монополизацию сферы торговли и ограничив доминирование отдельных субъектов торговой деятельности.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 166411-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.