Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 11 декабря 2013 г. N 3.9-49/2
на проект федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части порядка ликвидации юридических лиц - должников),
внесенному депутатом Государственной Думы С.Е. Вайнштейном
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым кредитору предоставляется право обратиться к юридическому лицу, не исполняющему перед ним денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей, с требованием о принятии учредителями (участниками) или органами управления должника решения о добровольной ликвидации. В случае отказа выполнить указанное требование или оставлении его без рассмотрения кредитор получает право обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении должника созвать общее собрание участников для принятия решения о его ликвидации либо с требованием о признании должника несостоятельным (банкротом). При этом должник обязан включить в состав ликвидационной комиссии или назначить ликвидатором кандидата, предложенного кредитором, инициировавшим процедуру ликвидации.
Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Законопроектом предлагается фактически ввести механизм, являющийся альтернативой процедурам банкротства. При этом, в отличие от правовых норм законодательства о банкротстве, в законопроекте не указаны сумма задолженности, при наличии которой возможно выдвижение требования о ликвидации юридического лица; порядок подтверждения факта наличия задолженности; категории юридических лиц, в отношении которых возможно выдвижение такого требования (из законопроекта следует, что требование о ликвидации может быть выдвинуто в отношении всех юридических лиц, в том числе тех, банкротство которых не допускается согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"); порядок решения разногласий между кредиторами в случае конфликта интересов.
Таким образом, требование о ликвидации может быть выдвинуто при незначительном объеме задолженности, что может повлечь за собой использование проектируемой правовой нормы о ликвидации юридических лиц в качестве инструмента в целях рейдерского захвата бизнеса должника и ликвидации конкурента.
В законопроекте не учитывается, что существуют юридические лица, не основанные на членстве, - для таких лиц созыв общего собрания участников невозможен.
Комитет по вопросам собственности обращает внимание, что именно процедуры банкротства предоставляют возможность как восстановления платежеспособности должника, так и максимально возможного, соразмерного удовлетворения требований кредиторов в зависимости от очередности соответствующих требований. В этих целях законодательство о банкротстве содержит комплекс взаимоувязанных процедур, таких как, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, собрание кредиторов, назначение арбитражных управляющих и т.д. В отличие от реализации процедур банкротства предлагаемый законопроектом механизм ликвидации должника может нанести ущерб законным интересам как самого должника, так и тех кредиторов, которые связаны с должником договорными отношениями, поскольку такие договоры не смогут быть исполнены при ликвидации должника.
По мнению Комитета, законопроект необоснованно расширяет основания для ликвидации всех категорий юридических лиц без использования механизмов законодательства о банкротстве, которым установлены гарантии соблюдения прав должников и кредиторов.
Необходимо также отметить, что законопроект не решает указанную в пояснительной записке к нему цель принятия - проблему необходимости оплаты кредиторами судебных расходов на проведение процедур банкротства ликвидируемого юридического лица при недостаточности у последнего имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Положение законопроекта о включении в состав ликвидационной комиссии определенного кредитором ликвидатора противоречит базовому принципу автономии воли и равноправия участников гражданского оборота, установленному статьями 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Интерес кредиторов состоит в удовлетворении своих требований, а не в участии в управлении должником, в том числе в процессе его ликвидации.
Комитет по вопросам собственности считает, что совершенствование законодательных норм о ликвидации юридических лиц должно осуществляться в рамках подготовки ко второму чтению законопроектов о комплексных поправках к Гражданскому кодексу Российской Федерации, вытекающих из внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества не поддерживают принятие законопроекта.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам собственности от 11 декабря 2013 г. N 3.9-49/2 по проекту федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части порядка ликвидации юридических лиц - должников) (внесен депутатом Государственной Думы С.Е. Вайнштейном)
Текст заключения официально опубликован не был