Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части порядка ликвидации юридических лиц - должников),
внесенный депутатом Государственной Думы С.Е. Вайнштейном
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 342853-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы С.Е. Вайнштейном (далее - законопроект) предполагает внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, в качестве соисполнителя по данному законопроекту, рассмотрел в пределах своих полномочий указанный законопроект и сообщает следующее.
Существенные возражения вызывает предлагаемая статья 61.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и предлагаемые изменения в ч. 1 ст. 225.7 АПК РФ, которые предполагают наделить кредиторов юридического лица правом обращаться к соответствующему юридическому лицу с требованием о его ликвидации (принятии уполномоченным органом юридического лица соответствующего решения), а в случае оставления такого требования без удовлетворения - правом на обращение в суд с требованием о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников и принять решение о ликвидации.
Данные изменения не соответствуют существующей концепции вариантов ликвидации юридического лица, в соответствии с которой добровольная ликвидация осуществляется в соответствии с подп. 2 ст. 61 ГК РФ по решению (волеизъявлению) учредителей (участников) юридического лица, его уполномоченного органа, а принудительная - по решению суда. Принятие решение о добровольной ликвидации юридического лица, также как и формирование ликвидационной комиссии, находится в исключительной компетенции органов управления юридического лица, его учредителей (участников) (ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.).
Исходя из ст. 1 и ст. 2 ГК РФ правоотношения между участниками гражданского оборота должны основываться на автономии воли и равноправии участников. Обязание юридического лица включать в состав ликвидационной комиссии определенного кредитором ликвидатора противоречит вышеуказанным принципам и может привести к нарушению прав других кредиторов. Введение ст. 61.1 ГК РФ и ч. 1 ст. 225.7 АПК РФ в предлагаемой редакции выразится в возможности третьих лиц в судебном порядке влиять на волеизъявление соответствующего юридического лица, что противоречит существу гражданских правоотношений. Понуждение юридического лица к созыву общего собрания участников, предусмотренное ст. 225.7 АПК РФ, имеет узкую сферу применения и представляет собой возможность разрешения внутреннего корпоративного конфликта с участием соответствующих органов управления или участников юридического лица.
При этом следует учитывать, что действующее законодательство уже предусматривает возможность для кредитора требовать защиты своих прав в судебном порядке с использованием процедуры банкротства. Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" также вызывают возражения. Так, в силу п. 2 ст. 12 и ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ порядок определения вознаграждения конкурсного управляющего установлен в законе, а определение дополнительного вознаграждения относится к исключительной компетенции общего собрания кредиторов. В ст. 20.2 Федерального закона N 127-ФЗ определены требования к арбитражным управляющим. Согласно ст. 129 Федерального закона N 127-ФЗ к конкурсному управляющему переходят права и обязанности всех органов управления обществом. Порядок назначения конкурсного управляющего определяется статьей 45 Федерального закона N 127-ФЗ. Предлагаемые изменения ст. 225 Федерального закона N 127-ФЗ не согласуются с действующими положениями закона.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству полагает, что предлагаемые законопроектом изменения не могут быть поддержаны.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.