Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 303939-5 "О ценовой политике на продовольственном рынке", внесенному членом Совета Федерации М.Г. Кавджарадзе, а также Н.И. Кондратенко, А.А. Хаширом в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Законопроектом (пункт 8 статьи 3) в качестве одной из мер по реализации ценовой политики государства на продовольственном рынке предлагается усиление таможенно - тарифного регулирования. Кроме того, абзацем восьмым части 1 статьи 5 проекта к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести ограничение ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В связи с этим обращаем внимание на то, что согласно статьям 1 - 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", статьям 12, 19 - 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", статье 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" применение методов таможенно-тарифного (ввозные и вывозные пошлины) и нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений экономического характера может осуществляться только в порядке и на условиях, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами. Аналогичное замечание относится и к статье 15 законопроекта.
Положение законопроекта, касающееся полномочия Правительства Российской Федерации по определению объема полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере ценовой политики (часть 2 статьи 5), на наш взгляд, является излишним, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (статья 12) Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также распределяет функции между ними.
Считаем необходимым уточнить, какими полномочиями на государственное регулирование цен на продовольственном рынке законом субъекта Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления. Также нуждается в корректировке сама формулировка второго абзаца части второй статьи 6 законопроекта, в которой предполагается закрепить возможность наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями, поскольку формулировка "если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов" применяется исключительно в отношении городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в силу особенностей осуществления в них местного самоуправления, а сами же вопросы местного значения закреплены непосредственно в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 16 проекта определяются общие принципы налоговой политики в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающие, в частности, применение специальных налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данное положение относится к предмету регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и в связи с этим, на наш взгляд, его следует исключить из законопроекта.
Статью 18 законопроекта полагаем излишней, поскольку Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (статья 4) установлено, что Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д.
Обращаем также внимание на то, что в проекте усматривается дублирование положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ). Так, например, предусмотренные законопроектом основные направления ценовой политики государства на продовольственном рынке, а также меры по ее реализации (статьи 2 и 3) отражают уже закрепленные статьями 5 и 6 Закона N 264-ФЗ основные направления государственной аграрной политики и меры по ее реализации.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.