Письмо Правительства РФ от 8 декабря 2009 г. N 5874П-П11
"Заключение на проект федерального закона N 303939-5 "О ценовой политике на продовольственном рынке", вносимый членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М.Г. Кавджарадзе, Н.И. Кондратенко и А.А. Хаширом"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Положения законопроекта в целом имеют декларативный и отсылочный характер либо уже содержатся в законодательстве Российской Федерации. В частности, это касается поддержания паритетного соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, ограничения торговой наценки на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, применения рыночных, гарантированных и целевых цен, осуществления мероприятий по антимонопольному регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также установления специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Частями 3 и 4 статьи 1 законопроекта декларируется, что государство гарантирует сельскохозяйственному товаропроизводителю цену на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, которая обеспечит эффективность сельскохозяйственного производства, а также гарантирует стабильность цен на продовольственные товары первой необходимости. Для этого законопроектом предлагается ввести регулирование цен на продовольственные товары и сельскохозяйственную продукцию, а также ограничение торговых наценок. В условиях рынка государственное регулирование цен и тарифов в той или иной форме ограничивает действия самостоятельных хозяйствующих субъектов, тем самым не способствует развитию производства и конкуренции, снижению издержек и повышению эффективности производства, что может привести к возникновению дефицита продукции на рынке.
Предусмотренные законопроектом основные направления ценовой политики государства на продовольственном рынке (статья 2), а также меры по реализации ценовой политики государства на продовольственном рынке (статья 3) по существу отражают уже закрепленные статьями 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" основные направления государственной аграрной политики и меры по ее реализации.
Пунктом 8 статьи 3 законопроекта в качестве одной из мер по реализации ценовой политики государства на продовольственном рынке предлагается усиление таможенно-тарифного регулирования; абзацем восьмым части 1 статьи 5 к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести ограничение ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Однако эти вопросы регламентируются федеральными законами "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Абзацем тринадцатым части 1 статьи 5 законопроекта к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести утверждение программы создания условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики, что означает отказ от рыночного ценообразования во всех сферах хозяйственной деятельности.
Главой III законопроекта определяется механизм государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Однако статьи 8-16 этой главы предполагают в основном меры государственного регулирования, которые уже предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 законопроекта предлагается антимонопольное регулирование цен путем заключения ценовых соглашений. Однако это не соответствует статье 11 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Статья 12 законопроекта, предусматривающая передачу государству в залог сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не соответствует статьям 334 и 336 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательства и, соответственно, применяется для обеспечения исполнения обязательств, а также статье 352 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания прекращения залога.
Статьей 16 законопроекта декларируются общие принципы налоговой политики в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающие применение специальных налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации уже предусмотрен специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, предусматриваемые законопроектом меры по реализации ценовой политики на продовольственном рынке могут привести к дополнительным расходам бюджетов всех уровней, в том числе предоставлению субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий. Финансирование дополнительных расходов на реализацию предлагаемой ценовой политики на продовольственном рынке может осуществляться только в порядке, установленном статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 8 декабря 2009 г. N 5874П-П11 "Заключение на проект федерального закона N 303939-5 "О ценовой политике на продовольственном рынке", вносимый членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М.Г. Кавджарадзе, Н.И. Кондратенко и А.А. Хаширом"
Текст письма официально опубликован не был