Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 338415-6 "О внесении изменений в главу 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об уточнении обстоятельств, смягчающих административную ответственность),
внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, А.А. Кравцом, Т.В. Плетневой и др.
Досье на проект федерального закона
Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен представленный законопроект.
Проект федерального закона направлен на уточнение обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В этих целях законопроектом предлагается внести в часть 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) изменение, согласно которому неисполнение или несвоевременное исполнение учредителем государственных или муниципальных бюджетных или казенных учреждений обязанностей по их финансированию, если это способствовало совершению административного правонарушения, признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Одновременно представленным законопроектом предлагается дополнить Кодекс новой статьей 4.2.1, которая устанавливает, что размер административных штрафов, налагаемых на государственные или муниципальные казенные или бюджетные учреждения или должностных лиц этих учреждений за некоторые административные правонарушения, совершение которых явилось следствием неисполнения учредителем обязанностей по финансовому обеспечению их деятельности, подлежит десятикратному снижению.
Как отмечают авторы законопроекта, нефинансирование или несвоевременное финансирование бюджетных и казенных учреждений часто приводит к тому, что они оказываются не в состоянии в процессе своей деятельности обеспечить санитарно-эпидемиологические требования, требования пожарной безопасности, требования по использованию электрической энергии и т.д. В результате уполномоченные государственные органы сами привлекают учреждения и их должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа.
Рассмотрев представленную законодательную инициативу, сообщаем, что ее концепция не может быть поддержана по следующим основаниям.
При рассмотрении указанных в проекте федерального закона положений следует учитывать установленный статьей 1.4 Кодекса принцип равенства перед законом, предусматривающий, что юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, что предполагает и равенство мер административной ответственности для юридических лиц независимо от вышеуказанных признаков.
В Кодексе содержится ряд норм, позволяющих правоприменительным органам адекватно оценивать ситуацию и устанавливать меру административной ответственности. В соответствии с частью первой статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается финансовое положение юридического лица (ч. 3 ст. 4.1).
Комитет полагает необоснованным смягчение административной ответственности учреждений и их должностных лиц за нарушение требований законодательства в таких жизненно-важных сферах как организация питания населения, отдыха и оздоровления детей, их обучения, пожарной безопасности, поскольку поставит учреждения в преимущественное положение перед другими субъектами административной ответственности.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 4.2 Кодекса судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в связи с чем предлагаемое законопроектом уточнение данных обстоятельств представляется излишним.
В отношении новой статьи 4.2.1 Кодекса Комитет считает, что установление столь заниженных размеров административного штрафа приведет к тому, что на практике к правонарушителю будут применяться меры наказания, не соответствующие характеру совершенных правонарушений.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Утверждено на заседании Комитета "13" января 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.