Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 265642-6 "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о зачислении суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
внесенный депутатом Государственной Думы М.Н. Свергуновой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N265642-6 "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы М.Н. Свергуновой, и отмечает следующее.
Законопроектом в целях увеличения доходной базы местных бюджетов предлагается внести изменения в подпункт 6.2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которым суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения будут подлежать зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
В настоящее время указанные суммы денежных взысканий (штрафов) поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. При этом данный подпункт был включен в положения БК РФ нормами Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". До внесения указанных изменений (в силу общих требований подпункта 7 пункта 1 статьи 46 БК РФ) данные средства полностью зачислялись в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении соответствующего денежного взыскания (штрафа).
Полагаем, что к законопроекту не представлено достаточных обоснований и расчетов в отношении всех субъектов Российской Федерации для предлагаемого изменения порядка зачисления денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Согласно позиции Правительства Российской Федерации (изложена в официальном отзыве на аналогичный законопроект N 145439-6, отклоненный Государственной Думой 16.04.2013) указанное изменение было внесено в БК РФ в целях обеспечения доходными источниками полномочий субъектов Российской Федерации по поддержанию общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, в том числе по созданию, развитию и текущему содержанию комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
По данным Министерства финансов Российской Федерации в 2012 году в бюджеты субъектов Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения поступили денежные взыскания (штрафы) в сумме 14,76 млрд. рублей. В случае передачи данных доходов бюджетам муниципальных районов, городских округов их доля в общей сумме доходов местных бюджетов (3138,4 млрд. рублей) составит лишь 0,47%.
В то же время решение вопроса о зачислении данных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации также было связано с существенной неравномерностью их уплаты на территориях разных муниципальных районов и городских округов. В частности, по оценкам Минфина России значительные средства поступали ранее в бюджеты отдельных муниципальных районов и городских округов, в которых находились органы или должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. В связи с этим внесение указанных в законопроекте изменений не может существенно улучшить финансовое положение большинства муниципальных образований. Тем более основой целью наложения штрафов не может являться пополнение доходной части каких-либо бюджетов.
С другой стороны, необходимо учитывать, что согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14), а к вопросам местного значения муниципальных районов - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 15). В связи с этим суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могли бы служить одним из источников для формирования муниципальных дорожных фондов в составе местных бюджетов. Поэтому возможно проработать вопрос о предоставлении права субъектам Российской Федерации по своему усмотрению законами субъектов Российской Федерации передавать указанные суммы денежных взысканий (штрафов) местным бюджетам в целях использования их для формирования муниципальных дорожных фондов, уплачиваемых по месту совершения соответствующих административных правонарушений.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект только при условии учета указанных в настоящем заключении замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.