Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441319-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением" (далее - законопроект) разработан в целях создания правовых оснований для заключения казенными и автономными учреждениями договоров финансовой аренды (лизинга).
Финансовая аренда (лизинг) развита во всех странах мира, в которых многие организации посредством лизинга решают проблемы как обновления и модернизации уже имеющегося производства посредством замены устаревающего оборудования на новое, так и расширения производства: лизинг позволяет приобретать новое оборудование в более приемлемом для организации режиме, нежели при использовании кредита или купли-продажи.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения между участниками по договору финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге).
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 665), Закон о лизинге (статья 1) в части установления возможности заключения договора лизинга бюджетным учреждением.
На официальном сайте zakupki.gov.ru содержится информация о заключенных в 2011 году бюджетными учреждениями 34 договорах финансовой аренды (лизинга) на общую сумму 861890070 рублей. В основном по указанным договорам в финансовую аренду (лизинг) поступает дорогостоящее медицинское оборудование, транспортные средства и специальная техника.
Вместе с тем в Минфин России поступают запросы от отдельных субъектов Российской Федерации о возможности заключения договоров лизинга не только бюджетными учреждениями, но и казенными, а также автономными учреждениями.
На основании положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником для исполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений, как установлено в пункте 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяются законом и иными правовыми актами.
Для казенных учреждений такими законодательными актами являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, акты бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения, которые должны соблюдаться казенными учреждениями при осуществлении ими своей деятельности. Для бюджетных учреждений таким законодательным актом является Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а для автономных учреждений - Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В силу вышеуказанных норм на государственные (муниципальные) учреждения не распространяются некоторые положения Закона о лизинге, например такие:
право заключать сопутствующие договоры о привлечении средств, предусмотренные статьей 15 Закона о лизинге, так как в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение не имеет права получать кредиты и займы, а в отношении бюджетных учреждений подготовлены изменения в статью 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части установления запрета на получение кредитов и займов бюджетными учреждениями;
уступка третьему лицу полностью или частично своих прав по договору лизинга (статья 18 Закона о лизинге), так как средства бюджета по денежным обязательствам получателя бюджетных средств (казенного учреждения) перечисляются только исполнителю договора в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
оплата лизинговых платежей в натуральной форме (статья 28 Закона о лизинге), так как бюджет, в том числе по денежным обязательствам получателя бюджетных средств (казенного учреждения), исполняется в денежной форме.
Законопроектом предлагается распространить норму о запрете натуральной формы оплаты по денежным обязательствам в отношении автономного учреждения, а в отношении бюджетных учреждений норма о запрете натуральной формы оплаты содержится в статье 1 Закона о лизинге.
Ряд положений Закона о лизинге подлежит применению государственными и муниципальными учреждениями с учетом норм бюджетного законодательства и особенностей правового положения государственных и муниципальных учреждений:
изменение условий договора финансовой аренды (лизинга) в части изменения размера лизинговых платежей (статья 28 Закона о лизинге) возможно только в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств; в отношении бюджетных и автономных учреждений оплата денежных обязательств может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности;
бесспорное списание лизинговых платежей (статья 13 Закона о лизинге) возможно только на основании исполнительного документа.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Положения Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением" не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением" не потребует внесения изменений в акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.