Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441312-6 "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 г."
Досье на проект федерального закона
С 2011 года Американская Сторона неоднократно поднимала вопрос о продлении срока действия Соглашения между Россией и США относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 г. (Соглашение 1992 года по т.н. "Программе Нанна-Лугара"), которое ранее пролонгировалось дважды - в 1999 и 2006 годах.
По Соглашению 1992 года США оказывали содействие в консолидации на территории России с постсоветского пространства оружия массового уничтожения (ОМУ), средств его доставки и связанных с ним материалов, а также в уничтожении сокращаемых, избыточных и устаревших стратегических наступательных вооружений (СНВ). Помимо этого, помощь направлялась на модернизацию систем физической защиты ядерных объектов, учет и контроль ядерных и радиоактивных материалов, уничтожение химического оружия, утилизацию стратегических атомных подводных лодок и др. Основными получателями содействия являлись Минобороны России, Минпромторг России, ФТС России, Роскосмос и Госкорпорация "Росатом".
По результатам межведомственной проработки американского предложения Президент Российской Федерации в декабре 2012 г. принял решение о нецелесообразности продолжения сотрудничества с США на не отвечающих современным международно-правовым стандартам условиях Соглашения 1992 года. Во исполнение данного решения с января по май 2013 г. с американской стороной при участии всех заинтересованных ведомств были проведены консультации с целью выработки альтернативной договорно-правовой базы профильного взаимодействия.
Решались две основные задачи. Первая - по переводу сотрудничества по ядерному "кластеру" в формат Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 г. (Соглашение о МНЭПР) и подготовке юридически упрощенных форм договоренностей по линии Минпромторга России (уничтожение химоружия) и Роскосмоса (утилизация СНВ). Вторая - по скорейшему и оптимальному завершению уже реализуемых в России проектов по линии Госкорпорации "Росатом".
Ввиду неуступчивости США по ряду принципиальных аспектов продолжения профильного сотрудничества Минобороны России, Минпромторгом России и Роскосмосом были приняты решения о выходе из переговорного процесса.
По итогам консультаций был разработан и 14 июня 2013 г. подписан двусторонний межправительственный Протокол к Соглашению о МНЭПР (Протокол 2013 года). В нем перечислены направления сотрудничества в ядерной сфере на ближайшие годы и прописаны положения об освобождении от гражданской ответственности за ядерный ущерб в полном соответствии с современными международно-правовыми стандартами.
Практические аспекты взаимодействия были закреплены в российско-американском исполнительном межправительственном Соглашении, подписанном одновременно с Протоколом 2013 года. В этом документе, в частности, прописаны: процедуры координации деятельности (создание Объединенного координационного комитета) и разработки договоренностей в отношении доступа; вопросы обмена конфиденциальной информацией и др. Указанные рамочные положения позволят исполнительным органам в сжатые сроки разработать соответствующие межведомственные соглашения, с тем чтобы направить их на согласование в заинтересованные ведомства и компетентные органы. Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные российским законодательством, в связи с чем не подлежит ратификации.
В реализации Протокола 2013 года будут задействованы с Российской Стороны ФТС России, Ростехнадзор и Госкорпорация "Росатом", с американской - Минобороны США и Минэнергетики США.
Срок действия Соглашения 1992 года завершился 16 июня 2013 г., Протокол 2013 года временно применяется с 17 июня 2013 г. Протокол подготовлен на основании пункта 1 статьи 1 и пункта 3 статьи 7 Соглашения о МНЭПР, в соответствии с которыми данный многосторонний договор может быть на двусторонней основе распространен на дополнительные области сотрудничества в ядерной сфере и заключена отдельная договоренность относительно освобождения от материальной ответственности за ядерный ущерб. В силу того, что эти положения выходят за рамки российского законодательства, Протокол на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации.
Реализация положений Протокола не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года"
Реализация Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21 мая 2003 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.